X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Культура — мера человеческого в человеке

16 марта у Тюменского института искусств и культуры -юбилей. 10 лет. Торжество в ДК «Геолог» — официальные речи, отчетный концерт. Но оглянуться на 10 лет назад, как нам показалось, человеку приятнее в тесном кругу. Мы пригласили ректора Михаила Капеко за наш «круглый стол».

Свой рассказ о создании института ректор Капеко начинает со слов Бориса Щербины, первого секретаря Тюменского обкома КПСС. Во время своего первого знакомства с сельскохозяйственным институтом Щербина сказал, что следующим вузом в Тюмени должен быть институт культуры. Институт появился много лет спустя, но Михаил Капеко эти слова запомнил.

На самом деле история вуза начинается с 1971 года, когда стараниями Любови Заварзиной в Тюмени открывается учебно-консультативный пункт Челябинского института культуры. К 1983 году УКП перерос в филиал, который возглавила Алла Пушкарева. Два года спустя задумались о создании института. Многие, кому предлагали возглавить это серьезное дело, отказывались, считая идею бесперспективной.

Михаил Капеко к тому времени уже 11 лет работал заведующим кафедрой философии в сельскохозяйственном институте. И был, кажется, единственным в Тюмени человеком, который защитил диссертацию по проблемам культуры. Выбор остановили на нем. В январе 1986 года в Москве Михаила Капеко утвердили в должности директора филиала.

— И вот взялись мы за это страшнейшее дело. Представьте себе барак на улице Республики, 4: библиотеки нет, литературы нет, музыкальных инструментов нет, учебных планов и программ Чет, профессорско-преподавательского состава тоже нет.. Но за четыре года в институте создали пять кафедр, пригласили на работу двадцать профессионалов с ученой степенью, как и подобает настоящему вузу.

В Москве отказывались официально открывать Тюменский институт искусств и культуры: «барак» не соответствовал статусу. Капеко нашел подходящее здание — бывший горсовет, на ул. Республики, 19. Но власти помещение планировали отдать администрации Центрального района. Полтора месяца Капеко ходил по пятам за мэром Геннадием Райковым, даже домой его провожал: отдайте здание! Пришлось даже жену градоначальника, Галину Анатольевну, подключать -она уже работала в институте. Мэр сдался.

Потом Капеко снова поехал в столицу — за пятью резолюциями министров — культуры, высшего образования, финансов… С благодарностью вспоминает ректора соседнего вуза Геннадия Куцева, который в то время работал заместителем председателя Госкомобразования, — «за 20 минут необходимые бумаги оформил!». В Минфине поддержал другой тюменец — Андрей Треб-ков. 18 января 1991 появилось решение правительства об открытии института.

За 10 лет институт выпустил больше двух тысяч специалистов. Только сегодня в нем очно и заочно учатся 1576 студентов. Преподавателей в вуз собирали от Хабаровска до Петербурга. Первый факультет, библиотечный, создала Eкатерина Береж-кова. Александр Боженов — «сильнейший культпросветчик», Лев Волков — «домрист и контрабасист от бога», Валентина Петрова — «у нее в жизни есть хор!».

— Какая самая престижная специальность в вашем институте?

— Менеджер культуры. Но, на мой взгляд, это самая сложная, не до конца продуманная специальность. Студентов привлекает слово — менеджер, но они не представляют, как сложно научиться приносить прибыль в культуре. Поменьше конкурсы на библиотечно-информационный факультет, на народные инструменты. Конечно, многие идут за дипломом. Но, я думаю, что 90 с лишним процентов — это студенты заинтересованные, которые пришли за знаниями.

— Как вы понимаете слово «культура»? Какое из его значений относится к названию вашего института?

— Культура — мера человеческого в человеке. Это понимание культуры мне ближе всего из всех существующих определений. Наш вуз, пожалуй, один из первых использовал в своем названии оба слова — культура и искусство, понимая при этом, что искусство — это часть культуры. Но институт культуры занимается общекультурными проблемами, готовит библиотекарей… А институт искусств — воспитывает исполнителей.

— Наверное, вашим выпускникам-библиотекарям нелегко найти себе работу?

— Как сказать… Выпуски небольшие, человек 20-25. А в нашей области до недавнего времени было 1200 библиотек, 1500 клубов. Каждый год 300 мест считаются вакантными. Знаете, что в нашей стране в двух вещах разбираются все — в культуре и в спорте? Считается, что библиотекарем может работать любой, даже без специального образования, — для этого много умений не надо. А в Америке, например, нужно сначала получить любое высшее образование, проработать какое-то время, а потом получить второе образование -библиотечное.

— Как вы оцениваете культурную ситуацию у нас в стране?

— Сейчас идет засилье англоязычной культуры, происходит американизация. И как в этой ситуации не вспомнить добрым словом партию с ее «фильтрами» против проникновения к нам западной культуры? Конечно, из-за этого мы не знали много хорошего…

(Тут началась оживленная дискуссия про «раньше» и про «сейчас», про битлов и Майкла Джексона, про разных людей и разные вкусы…)

— А что вы сами любите слупите,?

— Очень люблю итальянскую музыку, русский романс XIX века, люблю цыганскую музыку, классический джаз. Я терпимо отношусь ко всем проявлениям культуры. Но как ректор я должен дать своим студентам знания о родной культуре, о народном искусстве. Они, конечно, могут быть поклонниками рока и поп-музыки, но Иванами, не помнящими родства, не должны быть.

— Лет 10-11 назад в Тюмени существовал хороший киноклуб «Диалог» — к вопросу о формировании вкуса к культуре. Не собираетесь ли вы возродить этот клуб? Или создать какой-нибудь интеллектуальный клуб? Под крышами вашего института -самое подходящее место.

— К сожалению, у нас нет кинозала и киноаппаратуры. Но есть свои интересные объединения поэтов, публицистов, философов. Площадей не хватает, этажей. Партия ушла в небытие, забыв про обещания, государство сменило социальный курс. Когда прошу денег в Москве, мне говорят: «У тебя там нефть, газ, вы — богатые, там проси». В Тюмени говорят: ты — федерального подчинения, пусть Москва финансирует. Правильно сказал Геннадий Куцев: ректор — это завхоз с большой зарплатой. Я все меньше публикую статей — 25 дней в месяц занимаюсь поисками денег. Одну треть бюджета мы зарабатываем сами. Это значит, я езжу, встречаюсь с партнерами, заключаю договоры…

Я не хочу, чтобы у вас сложилось мнение, что в институте сидят ретрограды. У нас очень хороший профессорско-преподавательский коллектив. Мы не даем указания режиссерам, чтобы они работали или по Станиславскому и Немировичу-Данченко или — только по Мейерхольду. У них разные системы — как ректор я только приветствую это. Ректорат не вмешивается в творческие планы мастеров, а видит свою задачу в том, чтобы обеспечить условия для нормальной работы.

Создавая институт, мы исходили из того, что образование в нашем вузе должно быть разносторонним и человечным, помогаем студенту раскрыть его способности, привить художественный вкус. Пытаемся формировать его личность на принципах гуманизма, патриотизма, защиты отечественной культуры.

…В заключение Михаил Анатольевич оглядел журналистов и сказал: «Я приглашаю вас всех к нам в институт, на заочное отделение». Eсть над чем подумать…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта