X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Читайте КЗоТ вместо детективов

Популярные в последнее время термины «трудовой договор» и «трудовой контракт» оказались для нас «неудобоваримой пищей». И времени уже достаточно прошло — контракты составляются с 1992 года, но, по словам специалистов областного комитета по труду, нарушения на сегодняшний день носят массовый характер.

Первые нарушения в этой сфере (неправильное оформление и составление контрактов) можно назвать следствием некомпетентности человека, составляющего контракт. В принципе, выступать в этой роли может любой работник администрации предприятия. Как правило, такие ошибки в итоге оборачивались против самого работодателя.

В подобной ситуации оказалась администрация муниципального унитарного предприятия ЖЭУ «Утешево». Вместо строки «работнику устанавливается должностной оклад (тарифная ставка)» в контракте записали: «предоставлен к оплате 750 руб. в месяц». То есть зарплату работника заморозили, зафиксировали. В результате многочисленные переработки не учитывались, а больничные и отпускные начислялись неверно.

Когда проверка комитета по труду (работник обратился с жалобой на отсутствие выплат за переработку) показала, что ЖЭУ обязано выплатить пострадавшему более 17 тыс. руб., администрация решила пересмотреть контракт. Вот тогда-то и обнаружилась ошибка. После вмешательства прокуратуры выяснилось, что предприятие задолжало своему служащему три тысячи рублей. Контракт переписали.

По мнению Михаила Зырянова, заместителя руководителя областной государственной инспекции труда, сегодня все нарушения при составлении контрактов, а соответственно, и ущемление прав работника, работодатели делают намеренно — с выгодой для себя.

Василий Малярчук, директор Тюменской областной ветеринарной лаборатории, заключил со своими работниками срочный трудовой контракт сроком на один год. Такой документ дает возможность руководителю по истечении срока самому решать — оставить или уволить служащего. Василий Иванович мотивировал составление контрактов ежегодно меняющейся обстановкой в области животноводства: никогда не знаешь, сколько человек понадобится для работы. Мария Михайлова, помощник прокурора Калининского округа, полагает, что такие контракты незаконны.

В соответствии со ст. 17 КЗоТ «срочные трудовые договоры заключаются только в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом».

Контракт с работниками ветеринарной лаборатории ни на один из этих пунктов не указывает, а стало быть, не может быть срочным. Лаборатория — бюджетная организация. Сокращать работников можно только по распоряжению власти. В таком случае людям назначают государственное пособие. Действия Василия Малярчука, считает Мария Михайлова, самоуправство, хороший способ не согласовывать свои действия с администрацией города. Директор в данном случае берет на себя роль высшей инстанции, решая — кому остаться, кому уходить. А как же быть людям предпенсионного возраста?

Конфликт и тут разрешился. Контракт переписали.

…Не очень перспективно, на мой взгляд, требовать от руководства точных знаний и кристальной честности в составлении трудовых контрактов. По незнанию или с умыслом нарушения — сплошь и рядом. Не лучше ли запастись КЗоТом и читать его на ночь — вместо детективов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта