Не бейте хрусталь
Атака была сильной: «Почему вы не защищаете наш театр от гнусных нападок? Смотрите, что они пишут! Вы тоже пишете по заказу?». Здорово напирали на меня и актеры, и театралы-поклонники областной драмы. То были кулуары хорошего праздника — Международного дня театра.
Тему задали публикации в тюменской прессе с начала этого года. Многие восприняли их как негативную оценку. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Мне не хотелось ввязываться в дискуссию, ибо все эти страсти — лишняя соль на раны. Но на семинаре преподавателей гуманитарных дисциплин меня недавно спросили, почему главный режиссер драмы Алексей Ларичев уже год как ничего не поставил? Говорят, у него проблемы, теснят его… Вот это да! Хоть наш город и шестисот- тысячник, а маленький. Посудачить про людей искусства — личностей публичных — хлебом не корми.
Я еще раз внимательно перечитал все «злокозненные» публикации и понял — многие их и не видели, реагируют на пересказ, похожий на игру в испорченный телефон. Что же касается моих «заказов», то это просто смешно. Мой редактор такой дока в этих делах, что сразу бы вычислил — за сколько и с чьего голоса «поет» его театральный рецензент.
А все началось с приезда в этом театральном сезоне двух дам — театральных критиков — в Тюмень. Ольга Гердт из журнала «Театр» (Москва) и Ольга Скорочкина из «Санкт-Петербургского театрального журнала» были приглашены посмотреть серию спектаклей областной драмы и провести «разбор полетов». Конечно, неприятно, что такую честь в театре драмы ни мне, ни Eлизавете Ганопольской, ни еще паре коллег не оказывают. Часто в нашем присутствии по касательной замечают, что в Тюмени нет профессиональных критиков. Видимо, свидетельство всероссийского конкурса 1997 г. о приличном классе моих рецензий, режиссерский сертификат республиканских курсов ВТО Карелии 1967 г. не убеждают.
Понятно, наш театр драмы созрел для выхода на столичный и международный уровни. Тут, разумеется, нужны большая пресса, вращение в столичных кругах, что ныне непросто и накладно. Я различаю разговор со зрителем с газетной полосы и разбор в кругу творческой команды того или иного спектакля. На театральной секции всероссийской культурологической конференции в драмтеатре 26 марта с.г. я такой суховато-проблемный доклад произнес, но из театра никто не пришел.
Был ли я на разборах Гердт и Скорочкиной? Да, пригласили, но взяли слово — не комментировать. А тут вот Ганопольская напечатала свое интервью с дамами («МК в Тюмени», 1-8 февраля 2001 г.). И ничего не исказила. Относительно спектаклей «Продавец дождя», «Нахлебник», «Дама с камелиями», действительно, было сказано про их малокровие, сердечную недостаточность, отсутствие драматической активности, «комфортность» актерского поведения, статичность. Мол, архаичны постановки, нет глубины и правды переживания.
Похвалили премьеры текущего сезона, осуществленные москвичами («Вишневый сад», «Школа злословия»).
Понимаю, что придется объясниться. Eсли уж везете к себе профи, то договаривайтесь о профессиональном разборе, а не о потоке этих метафорично-расплывчатых оценок. Азы профессии требуют оперировать анализом ансамбля, режиссерской концепцией, оценкой сверхзадачи, сквозного действия, поэтики предлагаемых обстоятельств и многого другого. Логики подхода не было вообще. Во всех трех «нехороших» вещах в главной позиции — артистка Марина Слепнева, которую дамы выделили как звезду всероссийской величины. Один из законов театра — зажигательно работают главные герои в пьесе, значит, интересно проживают на сцене партнеры. Так что, дорогие обеспокоенные театралы, отнесемся к случившемуся как к «педагогическому» приему и будем лучше работать. Да и такие разборки послушать тоже невредно.
Гости иногда неловки, вот разбили хрустальную вазу (метафора!). Пожелаем Ларичеву простить… ситуацию и в новой репетируемой работе («Убийство Гонзаго»), сохраняя верность своей духовной символике, тонким технологическим нюансировкам настроений, дать побольше игровых приемов, прямых страстей и парадоксальных смеховых диалогов. А коли снова приедут эти дамы, то порадуйте их монологом Гамлета с прыжками и ужимками, чесанием телес.
Видимо, по инерции после публикации Ганопольской негативно была воспринята зарисовка Леси Азаровой «По ту сторону сцены» («МК в Тюмени», 8-15 марта 2001 г.). Да это же писано с любовью к театру, но — в духе нынешних молодых людей. Парень полтора месяца поработал в закулисье монтировщиком. Не пошло… но глаз хороший. Изнанка декораций, темные места, чистка грязи, много монотонной работы. Но и полезной, по-своему интересной. Разве только зря — для эпатажа читателя в шапке публикации поместили диалог Азаровой со сверстником про ее поход в театр на «Эквус». В духе молодежного экстремизма парень выкрикивает: «Ненавижу!». В «Эквусе» монтировщики пашут по полной — тяжело… А в таком возрасте не сразу понимаешь, что и театр — не только блеск и радости, но и многочасовая черная работа.
Что остается? Остается любить наш театр. Ведь он у нас — единственный. Прощать и понимать. И не «бить хрусталь», если что- то не понравилось в постановке.
Приведу последнюю оценку председателя областного комитета по культуре Александра Шишкина. И не потому, что приседаю пред начальством. Комитет субсидирует театр на денежки налогоплательщиков. Чтобы цены на билеты были многим тюменцам по карману, чтобы в эти непростые времена театр жил. Eсли он работал бы плохо, то были бы и перемены. Так вот, в комитете считают, что театр творит на современном уровне, достойно представил наше искусство в Москве на гастролях летом прошлого года. Сейчас театр готовится к интересным гастролям в Минске, практически решен вопрос о показе спектаклей в Сургуте.
Недавно в кабинете главного администратора разговорился с распространителями билетов. Наш театр — один из лидеров в РФ по посещаемости. В среднем зал заполняется на 70 процентов. Частые аншлаги. В числе любимых спектаклей — «поруганный» «Продавец дождя». Кстати, в столицах входит в моду литературный театр (сообщение Маковецкого на встрече в Тюмени). Ларичев поставил в этом стиле «Даму с камелиями» в одно время со столицами.