Блестящий облик
Век просвещения приготовил нам немало «открытий чудных», в том числе и заблуждение, что все новое объясняется модой.
В этом скрывается нечто более основательное — неудержимое стремление к новому.
Высокая мода в очередной раз раздвигает горизонты и стирает привычные противопоставления «восток-запад». Соломенные шляпки летят на антресоли, чтобы уступить место платкам, чалмам и тюрбанам ярких светоносных расцветок, напоминающих оперение райских птиц.
«И лицо ее сияло, подобно луне в полнолуние», — так описывают красавицу в сказках «Тысячи и одной ночи». К модному макияжу, приветствующему световые эффекты, преломляющему, отражающему свет, к ароматам тропических цветов и фруктов, к триумфальному возвращению крупной бижутерии со стразами такое дополнение как нельзя кстати.
При этом соблюдено золото, правило классического треугольника «руки-ноги-голова». В руках у модниц крошечные яркие и блестящие сумочки, куда поместятся только помада и ключи, а на ногах нечто фантазийное — при высоких каблуках, стразах, цветочках напоминающее больше ювелирное изделие, нежели обувь.
Современная мода любит контрасты — от строгого черного до будоражащих неоновых расцветок, ставит перед выбором: или — или. Или это пышная шевелюра в стиле львиной гривы, или гладкие волосы на пробор в стиле красавиц эпохи рождения кинематографа. Или невероятные шляпы, или плотно повязанный платок с декоративным асимметричным узлом, похожим на бант или цветок. Этот платок — не символ дачной страды, далек от прежнего исконно русского повойника (от слова «повивать» — голову). В нем — вся восточная экзотика, воплощенная в почти голом индусе, чью голову царственно венчает тюрбан. Такой платок необязательно функционален, он скорее декоративный акцент всего ансамбля, вызов всему обычному, скучному, взрыв цвета среди скромного макияжа в пастельных тонах и деловой одежды.
После знаменитых наполеоновских походов на восток романтические красавицы Петербурга, подражая французской писательнице Жермене де Сталь, которая не расставалась с красным тюрбаном, проявили умение и фантазию, подбирая к лицу форму, высоту и цвет кусков ткани. Дамы появлялись в тюрбанах в театрах, на выезде.
Однако учитывался и возрастной ценз, солидность бальзаковского возраста уже смущала «оригинальность сей уборки», и предпочтение отдавалось чепцам.
«Русские сезоны» Дягилевского балета в Париже возродили интерес к сказочному Востоку, а театральный художник Лев Бакст был привлечен к созданию модных коллекций. По прошествии ста лет мы вновь вспомнили о тюрбане, защищающем от ветра, скрывающем отсутствие прически и привносящем в серые будни яркие краски весны.
Надежда Ламанова, искусствовед МУП «Тюменский дом моделей».
***
фото: