X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Добрая радуга художника

Много раз на вернисажах пересекались наши пути с художником Дмитрием Бобоничем. И всегда — открытый добрый интерес к творчеству коллег, точные и профессиональные оценки содеянного.

Да и сам он — не последний в художественном мире Тюмени — очарованный странник сибирского космоса, удивительный и неповторимый колорист. Даже серо-бело-синеватая гамма его тоски о порушенной красоте («В старой крепости», 1978) не давит злой силой осквернителей храма. Очищающие лучи солнца, словно бинты, перевязывают «раны» собора, плачущие ветви берез.

Eму не к лицу шуметь, требовать, пробиваться, быть на виду. Оно, конечно, скромность украшает человека, но не всегда такое «украшение» адекватно подлинному месту мастера в истории тюменского искусства. Слишком многое Бобонич делает бескорыстно, за так — лишь бы свет его полотен обрадовал зрителя.

Он оставил любимую землю русинов — Закарпатье — в 1968 г. Романтически-восторженный выпускник известного Ужгородского училища искусств выбрал по распределению Тюмень, где тогда набирала силу нефтегазовая эпопея. Бобонич ровно и не без успеха пробует себя во многих жанрах. Пишет портреты, пейзажи, акварели, оформляет декор зданий, интерьеры. Занимается керамикой.

В известном панно 1993 г. породнились символы, знаки и орнамент закарпатской земли с радугой сибирских полей и вод, лесов и небес. Они стали единым сердцем, помогавшим художнику выразить свое новое мирочувствие.

В 1980 Бобонича принимают в профессиональный союз (СХ СССР). Eго постсимволистская манера письма позволила создать уникальную сюиту в честь индустриального освоения тюменского Севера. Но мастер, поэтизируя преобразования, всегда вписывал их в окружающую природу. Восстанавливал нарушенный экологический баланс.

90-е годы с их бурными переменами сначала нарушили его личный устав, начались трудности, поиск заказов. Бобонич получил классическое образование европейского типа, философия цвета и линии у него многомерна и современна. Но… в «новое искусство Тюмени» он не попал. Не вспомнили, да и не настаивал — характер. Ушел вглубь внутренних духовных энергий человека. Там сейчас его удел, его божественный космос. Хотя постоянно выставляется, занимая свою нишу на городских, областных, зональных и всероссийских выставках.

В последнее время Бобонич нашел свой путь к новому зрителю. Директор центральной тюменской библиотеки на Луначарского Полина Шилова предоставила ему конференц-зал. Мастер сам занимался экспозицией, и несколько творческих встреч были плодотворными. Дело дошло до того, что на эти вернисажи стали приходить целыми классами ученики школ Затюменки. Вот тут-то и шло настоящее приобщение юных к большому искусству.

Недавно Бобонич оформил выставку своих больших акварелей. Пейзажи на закарпатские мотивы. Работы 70-80-х гг. смотрятся как чудо. В центре — портрет матери. Символический образ доброго и умного человека. Из тех, что зовут народными интеллигентами. Летящие свободные мазки — радуга охристого, легкого зеленого, синего, коричневого мира, расчерченная солнечными стрелами, творят горный мир как место свободного, знающего, цену труду человека.

Многословием замусорено сейчас лакомое текущему бегу дней духовное возрождение. Мало дел, хватает отговорок — нет денег. Увы, за искусство всегда или недоплачивают, или переплачивают. Деньги, конечно же, не помешали Бобоничу, но и замкнуться — не дело. Помните, как издевались наши ультрареволюционеры над теорией малых дел, хождением в народ. Только в реальном малом деле Бобонича сегодня видно столь необходимое нам духовное возрождение.

На снимках: Дмитрий Бобонич и его работа «Село Стригальня».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта