Патриарх тюменской педиатрии
16 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Почетного гражданина Тюмени (1966), заслуженного врача России, патриарха тюменской педиатрии Станислава Иосифовича Карнацевича (1891-1977). Предлагаем вниманию читателей воспоминания об отце его младшей дочери, жительницы Тюмени, ныне пенсионерки Моношкиной Ванды Станиславовны.
Своего отца я всегда буду вспоминать как прекрасного детского врача, очень образованного человека, большого книголюба, любителя классической музыки, доброго и всегда жизнелюба. Он любил читать нам, детям, вслух наиболее интересные рассказы, статьи из популярных журналов и газет. Он очень любил свой родной город и мог часами рассказывать о его улицах, жителях, памятниках старины. И как ни звали его еще в 1930-х переехать в другой, более крупный город, он всегда отказывался.
Он был очень отзывчивым доктором, и к нам домой постоянно приходили люди с больными детьми, которым нужна была неотложная помощь. Отец был большим противником курения, пьянства. Очень любил искусство. Над его письменным столом висели фотографии знаменитых певцов того времени, особенно запомнился прекрасный портрет певицы Валерии Барсовой. Отец очень любил музыку. У нас было старинное пианино, по настоянию отца я окончила музыкальную школу. Дома всегда звучала музыка. В гости к нам он часто привозил приезжих музыкантов, т.к. дружил с директором тюменской музыкальной школы В.Н. Соковниным, и у нас дома звучали под аккомпанемент фортепиано отрывки из опер или старинные романсы.
Главным увлечением отца всю жизнь были книги. У нас была огромная библиотека. Некоторые книги, редчайшие, собрал еще мой дед — ссыльный повстанец, фельдшер Иосиф Васильевич Карнацевич. Помню, когда в школе давали подготовить какой-нибудь доклад, дома всегда была нужная литература. До последних дней жизни отец читал. Он выписывал несколько газет, журналы художественной литературы, медицинские издания, в том числе из Польши. Кроме родных русского и польского языков знал немецкий, французский и, конечно, латынь. Незадолго до кончины он передал свое медицинское книжное собрание библиотеке медицинского института.
Отец был знаком со многими знаменитыми людьми, вел с ними переписку, они бывали в гостях друг у друга. Среди них выдающийся хирург, академик медицины А.А. Вишневский — сын изобретателя мази Вишневского, патриарх российской педиатрии, академик Г.Н. Сперанский, певец, солист Большого театра A.M. Лабинский.
В 1914 году отец принял участие в лечении Г.Распутина. Одной из главных черт отца было жизнелюбие, которое не покидало его до самых последних дней. В 80 с лишним лет был так же любознателен, интересовался окружающим миром, как и в молодые годы.
Много времени он отдал делу санитарного просвещения в Тюмени. Как депутат городского совета возглавлял много лет комиссию по здравоохранению, выступал с лекциями, беседами по радио, статьями в газетах. Человек высокой культуры, исключительно пунктуальный, добросердечный, он навсегда останется в памяти тех, кто его знал.
***
фото: