«Старые» и «новые» этики
Этику инженера решили исследовать сотрудники НИИ прикладной этики нефтегазового университета вместе со студентами и преподавателями вуза. Кстати, инженеров в нефтегазовом готовят уже 35 лет, и две трети всех специальностей считаются инженерными.
В семнадцатом выпуске «Ведомостей» НИИ прикладной этики опубликованы результаты первого шага этого большого проекта — материалы пилотных интервью, участники которых, преподаватели, рассуждали на такие темы: актуально ли сегодня говорить о саморегулировании в профессии инженера? какова степень ответственности инженера за результаты своего труда? всегда ли эффективен инженерный способ мышления, в чем его отличие от гуманитарного?
Кроме этики инженера и этики воспитания в свежем выпуске «Ведомостей» — замечательная статья Александра Согомо-нова с необычным названием «Глокалэтика» (глобализация, локальность). Автор дает несколько определений глокалэтике -«преодоление этического высокомерия морали к нравам», «возможность состыковки-сосуществования морали и нравов», «постмодернистский «нравственный паштет», «прозрачный диагноз культуры современной цивилизации — диагноз ее ценностям и правилам игры».
Итогом глокализации этики, предполагает автор, должна стать такая ситуация — «те, кто устойчиво считались еще вчера великими грешниками, вполне могут стать сегодня великими святыми». Кроме того, глокалэтика неизбежно приведет к возникновению «новых» этик, таких, как пространственная этика (например, изменяется нравственная составляющая войны и патриотизма, так как возрастает угроза локальных войн, а не мировых, как раньше); субсидиарная этика (вектор ответственности в обществе меняется — теперь сам человек, а не государство, отвечает за свой «биографический проект»); виртуальная этика (этическое взаимодействие пользователей коммуникативно-информационной сети).