До свидания, мальчики
Российская военщина пытается протащить сквозь Государственную Думу ряд законопроектов, по которым призывники, пожелавшие пройти альтернативную службу, потратят на эту альтернативу не два, а четыре года своей молодой жизни. Кроме того, вояки мечтают ликвидировать все основания для отсрочки призыва. Как поясняет один из авторов проекта, депутат Андрей Николаев (генерал, бывший начальник погранвойск), задача состоит в том, чтобы заставить человека «при любых обстоятельствах выполнить свой долг».
Да, защищать свою страну есть священная обязанность каждого россиянина, достигшего 18 лет. По Конституции. Однако в том же документе записаны и обязанности государства по отношению к каждому своему гражданину. Свои обязательства государство выполнять не торопится.
Так растет целое поколение россиян, на которых государство не тратит ни копейки. Переложив все расходы на плечи родителей.
Родильный дом, детский сад, школа — на всех этапах жизненного пути ребенка существует гибкая система поборов. Формально бесплатные образование и медицинское обслуживание давно превратились в «частично бесплатные» — то есть бесплатно вы не получите нигде и ничего, везде придется платить.
У государства нет денег на игрушки для детских садов, на ремонт школ — и педагоги вынуждены вводить практику «добровольных пожертвований», которые на самом деле являются принудительными (несмотря на уверения специалистов комитета по образованию, что родители могут и не платить, но редко кто рискнет отказаться). При том качество образования вызывает сомнения. Дефицит кадров и отсутствие у педагогов мотивации к хорошей работе (государство не слишком-то щедро оплачивает и сам учительский труд) приводят к тому, что для поступления в вуз ребенку требуется репетитор. Потому что химию в школе, видите ли, преподавал агроном.
Возьмите здравоохранение; что из того, что лечение «бесплатное», когда за лекарства, анализы и процедуры приходится платить? В родильном доме медсестра из детского отделения потребовала с меня сколько-то рублей за одноразовую иглу, потому что моему ребенку поставили укол. У меня не было денег (по прошлому своему опыту я знала, что в роддоме покупать нечего), и медсестра посмотрела на меня с ненавистью. Смягчилась только узнав, что я лежу в платной палате.
Остаются бесплатными (при наличии страхового полиса) визиты к детскому врачу и прививки. И это все. Как говорится, от щедрот пока вот.
При сем детские товары — одни из самых дорогих. Комплект для ребеночка, ползунки и кофточка, стоит сто рублей. Это отечественный продукт. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей — они поделятся с тобой б/у распашонками).
Ну родили себе и растим. Государство при этом делает вид, что помогает, принимает программы, не обеспеченные финансированием, притворяется, что воспитание человека и граж^ данина — это государственная забота. При этом даже крошечное пособие на ребенка платит настолько нерегулярно, что рассчитывать на него не приходится. (Кстати, почему-то мамочек, посвятивших себя воспитанию детей, отказавшихся от карьеры и личного успеха, государство не выделяет. Хотя они экономят стране немалые суммы на ДДУ, куда их дети не ходят, и медицинском страховании, потому что их дети реже болеют).
А потом государство — бац! Заплатите, мол, в кассу свой гражданский долг. Что дала им Родина, кроме пары бесплатных портянок по случаю 18-летия? Может, в Чечню пошлет, а может, в стройбат — в любом случае, государство просит больше, чем вы ему готовы отдать.
Оно, конечно, в странах с либеральной экономикой так дело и обстоит — граждане дают государству больше, получают от государства меньше. Но в странах с либеральной экономикой государство дает своим гражданам нечто более ценное — свободу. В том числе и свободу выбора.
…Не думаю, что военачальников и их помощников в Государственной Думе так уж волнует Священный долг. Скорее поверю, что ими движет патологическая неприязнь ко всем, кто пороху не нюхал. Что уже неоднократно демонстрировали.
И не только генералы. Мои сокурсники, отслужившие в армии, выказывали явное пренебрежение к своим неслужившим товарищам. При этом сами учились в сто раз хуже. Каким-то чудом армия всего за два года прочно отшибла у них даже смутные воспоминания о подлежащем и сказуемом. Зато она сделала их сильнее, грубее и жестче. И потом в студенческом общежитии, по пьянке, они били лопатами своих хлипких монгольских товарищей (на филфаке, с которым мы делили общежитие, училось много монголов).
Конечно, если государство предоставит гражданам возможность выбирать — два года служить в армии или два года горшки выносить, — то обороноспособность нашей страны сильно пострадает. Потому что армия в сегодняшнем ее состоянии малопривлекательна. Представить себе, что солдаты проходят срочную службу в своем городе, что по выходным они отправляются в увольнительную домой или к своей девушке, и они выходят в город красивые, мужественные, с автоматом через плечо (как в израильской армии), — немыслимо. Наши военачальники полагают (очевидно, им лучше знать), что наши солдаты, дай им волю, не вернутся никогда. «Армия -не сладкий барбарис». Проще их окружить колючей проволокой и запереть на два года. Как заключенных.
Скорее всего, четырехлетняя альтернативная служба будет введена. Потому как идея уже получила поддержку и правительства, и патриотически настроенного думского большинства. И, догадываюсь, президента. Потому как он у нас тоже — не вполне штатский.