Царский дом Романовых и Тюмень
Члены царского дома Романовых в разное время бывали в Тюмени. Их имена были увековечены в названиях улиц, площадей, садов, учебных заведений города.
Заочные контакты
Можно сказать, что у тюменцев еще с XVII века сложились довольно теплые отношения с царствующими особами дома Романовых. В самом начале становления династии, около 1616 г., тюменцы назвали одну из городских церквей в честь ангела-хранителя царя Михаила Федоровича именем архангела Михаила. Каменный вариант церкви и теперь стоит на углу улиц Ленина и Тургенева. Царь Михаил подарил первому храму Свято-Преображенского (позже его переименовали в Свято-Троицкий) монастыря колокола, образа и богослужебные книги. Второй Романов -Алексей Михайлович — пожаловал монастырю земельные вотчины и «72 крестьянских души «, а в 1665 тюменской церкви Рождества Богородицы — серебряный напрестольный крест, сохранившийся поныне.
Церковь святых апостолов Петра и Павла в Свято-Троицком монастыре была освящена по завещанию ее основателя — митрополита Филофея Лещинского -«для увековечения именин Петра Первого».
Ожидания
Однако все это были заочные знаки внимания царствующим особам. Императора ждали в Сибири, и в первую очередь в Тюмени. В 1824 г. ожидали, что приедет Александр I. Потом ждали Николая I. В ожидании императоров генерал-губернатор Западной Сибири Капцевич распорядился привести Тюмень «в благоустроенный вид», поскольку «Тюмень по положению своему есть как бы вход в Сибирь, следовательно, состоянием своим он может подать повод об заключении более или менее выгодном и о прочих городах Сибири». Из Тобольска прислали «господина архитектора». Однако императоры так и не приехали.
Цесаревич Александр в Тюмени
Первым из Романовых посетил Тюмень цесаревич Александр Николаевич, сын Николая I, будущий император Александр II (1818-1881 гг., на престоле с 1855 г.). В сопровождении свиты, в которой был и его воспитатель, известный поэт Василий Андреевич Жуковский (1783-1852 гг.), наследник престола посетил Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Курган.
Городской голова, купец II гильдии Иван Васильевич Иконников узнал о приезде наследника от губернатора в Тобольске 11 апреля 1837 г. За оставшееся время он сумел «привести город в лучший вид».
31 мая 1837 г. наследник прибыл в Тюмень со стороны Eкатеринбурга по Московскому тракту. «Экипаж приблизился, остановился у триумфальных ворот, именно на этот случай воздвигнутых, и Тюмень восторжествовала небывалому еще счастию», — писал E. Расторгуев в изданной в 1841 г. книжке «Посещение Сибири государем-наследником-цесаревичем». Красочно описано пребывание наследника Н.А. Абрамовым в очерке «Город Тюмень»: «Августейший посетитель, проезжая мимо церкви Нерукотворного Спасителя, изволил остановиться, с благоговением приложиться к кресту, поднесенному ожидавшим его иереем, и первый шаг Eго Высочества по земле сибирской был в храм Спасителя», то есть в Спасскую церковь.
Остановился наследник в доме городского головы: «…у подъезда дома тюменский городской голова второй гильдии купец И.В. Иконников с почетнейшими гражданами имел счастие встретить Eго Императорское Высочество с хлебом и солью» (дом сохранился — по ул. Республики, 18, теперь «Музей истории дома XIX-XX веков»).
1 июня 1837 г. наследник выехал в Тобольск. Тура в том году разлилась широко и затопила всю пойму. Для императора была построена специальная шлюпка. В ней расположились наследник со свитой и «16 почетнейших тюменских граждан, единственно из верноподданической ревности объявивших на то свое желание». Хотя переправа состоялась рано утром, на берегах реки собралась масса народа, во всех церквах звонили в колокола. Путь от устья Тюменки до д. Мысовской (6 км) шлюпка одолела за полтора часа.
4 июня в 8 часов вечера наследник вновь переправился через Туру, ночевал опять у И.В. Иконникова и в 6 часов утра отбыл в г. Ялуторовск. Отъезд был омрачен печальным происшествием: под колёса экипажа цесаревича попала женщина — из толпы любопытствующих горожан. На её лечение городничему выдали 200 рублей, оставили в Тюмени царского подлекаря».
20 августа 1837 г. по предложению И.В. Иконникова граждане Тюмени постановили: 31 мая «почитать всегда днем торжественным для тюменских граждан» — он был нерабочим, праздничным днем до 1917 г.; шлюпку, на которой наследник переправлялся через Туру, «сохранить на будущие времена в память потомству как драгоценный памятник для Тюмени»; площадь, на которой стоит дом, где ночевал наследник, переименовать в Александровскую (до этого она называлась Полицейской — А.И.); «весь путь, по которому проезжал Eго Высочество в городе… наименовать Царской улицей» (теперь -ул. Республики). Так улицу переименовали третий раз: была Большая Спасская — до 1704 г., потом Благовещенская — до 1837 г., стала Царской. В зале дома И.В. Иконникова повесили портрет наследника и мемориальную доску «в богатозолоченых рамах».
Шлюпка, в которой перевозили наследника через Туру, имела «наружные формы — по образцу того судна, которое изображается в гербе города», «в длину на 8 сажен, а в ширину на 5 аршин» (16,8 на 3,6 м). На скамьях шлюпки были «собственноручно надписанные имена особ», кто где сидел, надписи покрыли лаком, чтобы ветер истории не стер чернила. «Для этой шлюпки устроили особый музеум — дом прекрасной архитектуры длиной 9, шириной 5 сажен (19 на 10 м), стоял он «на Полицейской площади, против того места, где в древности был татарский город Чинги-Тура». У дверей всегда находился почетный караул.
«Музеум со шлюпкой» существовал до 1917 г., а шлюпка хранилась до 30-х гг. XX в.
Впоследствии имя Александра Николаевича Романова было увековечено в названии сада, в устройстве которого принимал участие И.В. Иконников — Александровский загородный сад (1838 г.). Александровскими были названы казармы, построенные в 1856 г. И.В. Иконниковым для тюменской инвалидной команды из 90 человек. Это было сделано через год после коронации Александра II. От него купец получил золотую медаль «За усердие» для ношения на шее.
В годы правления Александра II тюменцы в память о посещении царя продолжали называть его именем городские сооружения. На экстренном заседании городской думы 17 сентября 1879 г.
«по поводу открытия в Тюмени реального училища и об удостоении его наименования Александровским» учредили «стипендию в честь его Высокопревосходительства, а также в честь жертвователя — купца П.И. Подаруева- 15 рублей в год» (на средства купца построено здание училища— А.И.). Императору послали телеграмму, и он ответил: «Весьма радуюсь открытию реального училища в Тюмени, желаю ему преуспеяния и благодарю за телеграмму. Александр».
2 апреля 1879 г. на жизнь Александра II в столице было совершено очередное покушение. В Тюмени в честь избавления императора от смертельной опасности купец Иван Воинов построил и подарил городу «каменный дом для воспитания 25 подкидных младенцев и сирот при четырех кроватях для родильниц» и обязался в течение трех лет полностью содержать это учреждение — первый родильный дом Тюмени на углу улиц Воинова и Знаменской (теперь Кирова и Володарского). Открыли родильный дом в 1891 г. и назвали Александровским, в нем появилось на свет не одно поколение тюменцев, его остатки уже лет десять находятся в состоянии неоконченного капитального ремонта. Однако жертвователей из среды современных купцов не находится. В 1880 г. в России отмечалось двадцатилетие царствования Александра II, по этому случаю в Тюмени назвали Александровским четвертое приходское училище.
1 марта 1881 г. члены подпольной революционной организации «Народная воля» после неоднократных неудачных покушений убили-таки Александра II — освободителя крестьян и всероссийского реформатора. 3 марта Тюменская городская дума послала министру внутренних дел телеграмму, в которой сообщала, что «Тюменское градское общество, пораженное глубокой скорбью о кончине Великого освободителя народов, постановило: на увековечение памяти в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича… воздвигнуть часовню на Александровской площади…». Сообщалось также, что члены думы уже собрали 2340 руб., что будет открыта подписка на сбор средств для часовни среди всех горожан, а если останутся свободные деньги, то при реальном Александровском училище будет учреждена стипендия имени почившего императора. Новый император — Александр III — ответил, что он «всемилостивейше повелевать изволил: искренне благодарить за сие названную думу».
К 1890 г. набралось 14200 рублей. Eпископ Тобольский и Сибирский Иустин предложил построить в Тюмени новый собор по образу московского Храма Христа Спасителя, только меньших размеров. Тюменская городская дума приняла это предложение, отвели место под храм на краю Торговой площади, но построили только часовню в начале XX в., которую в 1956-57 гг. разобрали.
Продолжение следует
***
фото: