Джазовое зажигание с натуральной свечой и керосиновой лампой
Джаз — не просто музыка. Вечное блаженство и высокая (по Пастернаку) болезнь свободных людей.
Джазмены — другие люди, особая гармония полета духа на пиках синкоп, в ритмической ракете-стреле, с дробными россыпями ударника и сладким дымом басов. Джаз изысканно культурен, требует от исполнителя полной отдачи, импровизации, высочайшей техники, и он же демократичен до предела. Вспомните — «А это был не мой чемоданчик» («Мы из джаза»), половодье чувств и солнечной радиации в «Веселых ребятах».
Уровень джазового искусства в стране — важный показатель ее духовного и нравственного здоровья. Уровень достойной свободы общества: стоило закачаться советскому режиму, и среди первых жертв были и джазмены.
Джаз в Тюмени — некая грустная и в то же время бегущая по волнам надежд история! Середина 80-х гг. Солнечное тепло перемен коснулось и нашего города. Классный профессионал Eвсей Шапиро и суперклассный любитель Всеволод Бессараб с неразлучным банджо «разогрели» свой джазовый проект до фестивального уровня «Александр Регтайм Бэнд» памяти нашего земляка, американского композитора Ирвинга Берлина. Название фестиваля — дань уважения мэтру и его знаменитой композиции Alexanders Ragtime Band (1911).
Но… Всеволод Бессараб (В.Б.): «Может, мы играем плохо, потому что нам так мало платят. И скверно платят, потому что слабо играем…»
Лукавит маэстро, ибо зачем лучших тюменских джазменов берут в самые звучные команды? А сам Бессараб популярен в России и его приглашают на фестивали высокого ранга. Просто наш джаз в силу генетической независимости жанра, узкого слоя проникшихся фанатов, любезного сердцу музыканта желания «гулять» по всей планете (джаз всемирен и космичен) живет «мимо» культурных властей, официальных структур, при слабой просвещенности потенциально расположенной публики.
В.Б.: «Сейчас в Тюмени на плаву «Крунинг-джаз» Виктора Новокаускаса, «Александр-бэнд» Александра Молокова, квартет Святослава Яковенко (играет в кволити-отеле «Тюмень»), вокал- джаз-группа «Санрайз» в честь первых лучей восходящего солнца — в «Строителе» с лидером Натальей Гультяевой, джаз-команда «Гемиола» Александра Сыкулева в муниципальном оркестре, джаз-бэнд «1902» (команда Бессараба — В.Р.). Плюс Инга Лударева — прима, уникальный голос, чутье. Со всеми вместе и сама по себе целый оркестр.
Хороших исполнителей много, но в высший круг — поближе к виртуозам — забрались ударник Яковенко и альтист и аранжировщик Вячеслав Врублевский. Была попытка держаться более тесной джазовой семьей в «Джаз-кафе», но далеко на одном энтузиазме не уедешь. Сейчас бывают вечера в «Арт-клубе» в ОДНК. Но мы востребованы меньше, чем шесть лет назад. Нет детского класса. Публика, даже те, кто считают, что любят джаз, не знает его философии. Любитель джаза — условная фигура, он «играет» с музыкантами, соучаствует в творчестве…»
Последний фестиваль в Тюмени был в 1998 г. Бессараб благодарен за поддержку городскому комитету по культуре, его председателю Надежде Коломийцевой. Пока же идея нового фестиваля отложена до 2003 г.
Не теряя надежды, Бессараб начал подготовку к нему. В конце апреля с.г. он и Инга Лударева отправились в Красноярск на 28-й фестиваль «Джаз над Eнисеем» и 8-й детский фестиваль в его рамках. 56-летний виртуоз-пианист Яков Айзенберг, он же — великолепный менеджер. Он же — кудесник свободного стиля в игре, сочетающий классический нерв импровизации с авангардными авантюрами на клавишах фоно.
Красноярск собрал немалое число джазменов. Блистали и добавляли нашим силы духа, умножения мастерства и понимания их коллеги. Такие мэтры, как Георгий Гаранян (альт-сакс). Наши были в ударе — выходили в программах четырех концертов. Только, кроме этого почета, Бессараб вернулся домой в диком стрессе. Дело в том, что непосредственно в дни официального фестиваля темные силы отключили в зале электроэнергию. Конечно, другой бы на месте Айзенберга закрыл фестиваль. Но он пошел — при свечах и керосиновых лампах. «Яшин рейтинг взлетел. Этот фестиваль войдет в мировую историю. Но мне-то каково?» (Бессараб).
В этой ситуации наши включились в уникальный квартет в составе Асхата Сайфуллина (Томск), выделывавшего чудеса на треугольном басу, Вячеслава Какалина (Новосибирск) с барабанами, с банджо Бессараба и вокалом Дударевой. Ярче электричества просияли композиции «Сладкая Джорджия Браун» (1925) и «Рэгтайм-оркестр Александра» (1911).
Мы малость поспорили во время беседы с Бессарабом об американском факторе в джазовой культуре. Он считает, что тут многое зависит от знания английского. Но почему же эллингтоновский караван так хорошо вписывается в волжские волны и могучий разбег Иртыша?
Хитроумный Всеволод перевел стрелки на рэп. В нем он видит новый мост между классическим джазом и молодежными устремлениями. Когда речевая ритмизированная энергия сольется с джазовой фразой, возникнет синтез, способный увлечь молодые сердца. Тогда зона воздействия и популярности джаза в Тюмени расширится. К чему бы это? Да к тому, что рождается новая концепция джазового фестиваля в Тюмени. Формула настоящего успеха.
***
фото: