Расцветали яблони и вишни
Яблони цветут под моим окном в Затюменке, а тюменский «Вишневый сад» уехал в Новосибирск. Городская культурная жизнь благоухает на майских ветрах. Пройдемся по ее весеннему вернисажу, остановимся у самых интересных картин…
Примерка «Золотой маски»
15 мая, 15 часов — пресс-конференция в облдрамтеатре. Владимир Коревицкий слева усаживает цвет делового мира города, справа — журналистов. Представляет гостью — главного редактора московского журнала «Меценат-клуб» Наталью Орлову. Разговор о взаимоотношениях власти, бизнеса и культуры. Орлова — свой человек в кругах устроителей национального театрального фестиваля «Золотая маска». Выходит, и наши театралы не спеша примеряют ее.
Главный режиссер театра Алексей Ларичев подвел краткие итоги 143-го сезона: стабильный, нормальный. С огромным напряжением работали технические цеха. Фантазия постановщиков донимала. Но справились с честью. Не успели выдать лишь одну премьеру.
Коревицкий: 19 мая — в Новосибирск, на региональный фестиваль «Сибирский транзит» с «Вишневым садом». Каждый театр из крупных сибирских городов выступает по кругу с одной вещью. На 30 июня намечен первый спектакль на сцене Минского академического театра имени Янки Купалы. Потом остановка в Смоленске. По ходу режиссер Андрей Лапиков сдает комедию из современной жизни (закрытый просмотр). Возможно, осенью новый сезон откроется сразу двумя премьерами.
Ожившие века
15 мая, 16 часов — в музее изоискусств столпотворение. 300 гостей на вернисаже юбилейной персональной выставки заслуженного художника РФ Галины Визель. От областного комитета по культуре известного живописца и керамиста приветствует Светлана Павлова, от мэрии — председатель городского комитета по культуре Надежда Коломийцева, от музея — директор Людмила Овсянкина. Держит слово и председатель тюменского отделения СХ РФ Александр Новик.
Посрамлены злые языки — целых два зала новых работ. Произведения на христианские мотивы. К 2000-летию христианства. Сияет благодатью «Собор», рядом — новые вещи из югорского цикла. Потрясающая «Полярная сова», сложнейшая композиция «Ожившие века». Синтез мифологии и культуры ханты. Через год в Москве намечена персональная выставка Визель.
Такое впечатление, что ей все удается с ходу. Визель держит паузу, с хитринкой смотрит на меня: «Бывает — достанешь вещь после обжига, и — не то. Тогда керамисты говорят, мол, пусть недельку постоит в стороне — домовой поправит».
«Ангажемент» завел свою камеру-обскуру
17 мая, 15 часов — сдача и обсуждение нового спектакля в тюменском юношеском театре «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко. Буря страстей. Педагоги по воспитательной работе, психологи и наркологи чистят сцены. Журналисты и театралы держат оборону — искусство говорит со зрителем особым языком, а не проповедями.
18 мая, 15 часов — при поддержке Надежды Коломийцевой премьера состоялась. Успех. Юные зрители, как они сказали, получили «защиту от беды». Спектакль решен в жанре публицистической драмы, называется «Камера-обскура». Поставил его режиссер Вадим Дегтерев. В рамках акции «Жизнь без наркотиков».
В дурманном забытье к юному Сергею (резкая и психологически точная лепка образа молодым Данилом Гатаулиным) являются сочувствующие и искусители. Коварный и безжалостный Дилер (богатая на краски и зловеще красивая работа Eвгения Киселева). Загоняет парнишку в клетку Хирург (внятная в пластике и органичная игра Виктории Близнец).. Диалог о личной беде Сергея ведет странный персонаж — Попугай Грей (артист Виктор Абрашин). Опытному исполнителю досталось самое трудное — именно средствами искусства противостоять Дилеру и остановить Сергея у опасной черты. Актеру удачно ассистировали скрипки — мелодии в исполнении Ксении Коротаевой и Марии Пановой. Следует отметить пластику Эдуарда Соболя, музыкальное оформление Андрея Павлычева, сценографию Ирины Зайцевой.
Автора текста нет в программке, но — неофициально — режиссер и здесь преуспел. Главный символ спектакля — камера-обскура. Ты еще можешь, Сергей, найти в темноте глаз объектива и увидеть себя в страшном будущем.
«Не хочу быть собакой»
17 мая, 12 часов. Волны восторга гуляют по залу театра кукол и масок. Дают премьеру одной истории — сказку, смешанную с былью. На всю семью — младших, подростков, старших. Постановщик — актер Омского камерного театра «Пятый» Сергей Грязнов. С редким даром синтеза актерского и режиссерского мастерства. Он осовременил текст известной пьесы Сергея Белова и Сергея Куваева. Нашел интересную форму, соединив черты клипа с музыкальным шоу. Получилась этакая современная детская оперетта-буфф. С веселыми пародиями на попсу, всяких там децлов, «хай-фаев». Только в текстах герои спектакля не смеются над поп-звездами, а выражают свои чувства. Кстати, музыкальное оформление тоже сделано Грязновым.
Режиссер выделил удачную сценографию Сергея Перепелкина, игру светом Валерия Захаренко и Eлены Неустроевой, звукозапись Татьяны Старковой.
Наших домашних любимцев — Кота, Петуха и Собаку Мотю — блистательно играют Роман Явныч, Борис Поткин и Наталья Явныч. Мотя, которой надоело быть собакой, пробует быть котом и петухом. Отчего и возникают забавные ситуации. Смысл спектакля — быть самим собой и оставаться верным дружбе. Работала дружная команда, один образ, где голова принадлежит режиссеру, глаза — художнику, сердце — актерам, легкие — световому решению, звуку. Воздух спектакля получился живой…
В плену у Мирандолины
17 мая, 18.30. Аншлаг в театре драмы. Закрытие 143-го сезона. В 100-й раз давали «Мирандолину». Не старится спектакль незабвенного Владимира Eгоровича Воробьева (Питер), заслуженного деятеля культуры РФ, придавшего хозяйке гостиницы из возрожденческой Италии Карло Гольдони современные черты. Недавно его бурлеск усилил режиссер Александр Горбань. И «Мирандолина» опять омолодилась — хватит запала еще на сотню выходов. Красиво, вдохновенно и легко жили-играли на сцене наши мастера: Татьяна Пестова, Жанна Сырникова, Eлена Махнева, Владимир Орел, Вениамин Панов, Михаил Заец. И, конечно, мэтр сатиры и юмора, непостижимый Сергей Кутьмин. Много новых шуток, импровизаций. Вал цветов и оваций.
Небольшой дивертисмент на закрытие. Вячеслав Медведев, заслуженный работник культуры РФ, громогласно заявляет о своей любви к творчеству заслуженной артистки РФ Анты Колиниченко. Подарки Соболю и актерам. Яркий спич директора Владимира Коревицкого. Именные позолоченные визитки деловым людям Тюмени — меценатам. Спасибо — прессе («Курьер» помянули). Сводный хор меценатов под рояль Анжелики Таланцевой ставит радостную и печальную одновременно точку.
Тюменская встреча «Валентина и Валентины»
16 и 18 мая, 14 часов — премьерные спектакли в студии Рюрика Нагорничных «В добрый час». На сцене первой гимназии ожили наши тюменские Ромео и Джульетта. Вечная волнующая тема. Юность и любовь. Драма и счастье. Успех. Режиссер почистил знаковую пьесу Михаила Рощина начала 80-х. Назвал свою версию «Любовь на ветру». Рюрик Иосифович имеет редкий дар художника и притягательной личности. Уже закончил актерский факультет Андрей Черкашов, но театр Нагорничных — особая статья. Играет главную роль (Валентин). Валентина — Ольга Хачко, пока студентка. Интересный дуэт.
На сцене — ветераны, старшее поколение, учителя гимназии, старшеклассники. Стараются юные Eкатерина Августеняк, Даниил Курилов, Валентина Грехова, Максим Вилков, Анастасия Ялова, Юлия Матвеева, Eкатерина Пимонова. Выделяется Доната Нагарева, впечатляет старшее поколение (Галина Зайцева, Алла Павлова, Наталья Устюгова, Яна Байкалова, Борис Байкалов, Ирина Босак, Марина Сватова).
Студия стала для них формой и смыслом существования в нашем сложном мире, придающего ему черты гармонии и душевного равновесия. Студия, где лидер ведет дело без скидок на любительство.
Вот и все. Такая необычная неделя городской культуры в мае.
***
фото: