X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Долгие роды

22 часа продолжался учредительный съезд Союза правых сил.

Даже самые демократичные из демократов — не более чем люди. И ничто человеческое им не чуждо. Особенно такая черта, как бюрократизм. В субботу в концертном зале Российской академии наук проходил учредительный съезд Союза правых сил. И проходил он как бы в двух плоскостях. Частично — в просторном и заполненном до отказа зале. И отдельно — где-то в кулуарах, куда журналистов, естественно, не допускали и где, как легко было догадаться, шла тяжелая и изнурительная работа по формированию руководящих структур новой партии, которую составили после добровольного самороспуска девяти родственных партий и объединений правого центра.

Отсюда длинные перерывы. Отсюда отсутствие среди тусующихся на трех этажах делегатов, гостей и журналистов партийных лидеров, которые, как правило, не упускают случая показать свою демократичность и близость к народу. Отсюда так и не состоявшаяся пресс-конференция, которую сперва назначили на два часа дня, потом перенесли на пять, потом на девять, а потом забыли совсем.

Вел съезд Анатолий Чубайс. «Рядовой член партии», так он был представлен. Думается, для того, чтобы топ-менеджера РАО EЭС не упрекнули, что он совмещает свои служебные обязанности с партийным постом.

Открыл дискуссию о том, каким будет СПС, Eгор Гайдар. Он говорил о единстве и сплоченности, о том, что СПС — не лидерская партия, что у нее не может быть хозяина. Гайдар сказал, что он не хочет, чтобы на съезде кто-то кого-то победил и тем самымповторился один из съездов РСДРП, откуда пошли большевики и меньшевики.

Другой лидер СПС Алексей Кара-Мурза говорил о либеральном манифесте, автором которого он фактически являлся. Он отрицал, что СПС суть метание между властью и «Яблоком». Он напоминал о российских традициях либерализма, которые, по его словам, насчитывают уже 300 лет: «Хватит нам говорить, что мы сами не местные!». В то же время Алексей Алексеевич и возражал против объединения на выборах с «Яблоком», поскольку у двух партий — разный электорат…

Эту настороженность, вероятно, понял и сам Явлинский, который был необычно лапидарен в своем приветствии съезду, закончив его пожеланием «создать либерально-демократическую партию» (бедный Жириновский!).

Один за другим поднимались лидеры структур, из которых составлен Союз: Немцов, Хакамада, Кириенко (Кириенко прозрачно намекал на чьи-то «личные амбиции» и настаивал на выборах единого лидера партии: «Я считаю, что этот лидер — Немцов»), Станкевич из «Демократической России»…

Съезд окончательно затягивался. Просачивалась информация, что разногласия между бывшими «дэвээровцами» и сторонниками Немцова могут завести съезд в тупик. Например, о полномочиях политсовета (который выбирается на съезде) и совета партии (куда входят и представители региональных организаций). Второй тезис, на котором настаивали «старые демократы» из ДВР: о праве на особое мнение. Делегаты от ДВР предупреждали, если поправки не будут приняты, они откажутся от голосования за устав, и он не получит двух третей голосов, и не пройдет… Со второго захода обе поправки прошли…

Зато эта принципиальность вышла боком при рейтинговом голосовании членов политсовета. Из ДВР в политсовет вошли лишь несколько человек, чья репутация и имя автоматически бронировали им место в руководстве. Это сказалось и на выборе сопредседателей. Первое место оказалось у Чубайса, второе — у Немцова…

Было уже три часа ночи. Снова кучкуются делегаты от ДВР и слышат, что Гайдар отказывается баллотироваться в председатели партии. В списке только двое — Немцов и Кара-Мурза. В семь часов утра заканчивается подсчет голосов. Побеждает Борис Немцов. Без четверти восемь, спустя 22 часа после начала, съезд СПС завершен.

Рафаэль Гольдберг

***
фото: Исторический момент, как не сфотографироваться (фото вверху);Много вопросов Алексею Кара-Мурзе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта