Поменьше бы восторгов, да побольше дела
«Тюменский курьер» часто с восторгом сообщает о благих начинаниях городской администрации по благоустройству города, по приведению его в состояние, соответствующее его статусу.
К сожалению, газета никогда не сообщает о том, чем эти начинания заканчиваются. А заканчиваются они, как и всякая пропагандистская акция, убытками для городской казны и неудобствами для горожан. Примеров тому множество. Я расскажу об участке городской территории, по которому прохожу два раза ежедневно.
В прошлом году «ТК» часто писал о больших усилиях горадминистрации, о внимании губернатора к реконструкции ул.50 лет Октября на участке от ул.Профсоюзной до ул.Холодильной. Но газета не сообщила о том, что этим участком уже занимались во времена правления нынешней горадминистрации — в 1996 году. Во сколько десятков миллионов рублей обошлась городу та реконструкция? А дорога через пять лет развалилась.
20 августа 2000 года громадный транспарант сообщил о подарке губернатора горожанам. Губернатор в компании с мэром под оркестр принимали участок размером в одну четвертую часть реконструируемой магистрали. 21 августа весь гранитный бордюр на одной стороне принятого участка был невзначай свален проезжающим автомобилем. Кто сосчитал, во что обошлась городской казне эта показуха?
Перед началом реконструкции газета сообщала о кратчайших сроках ее завершения. Но мусолили эти 400 метров дороги все лето и тихо завершили работы по морозцу. И только весной стало видно, что трапы ливневой канализации размещены в одних местах, а лужи — совсем в других. На стыке с ул.Северной, недалеко от трапа, собирается лужа объемом не менее 10 куб. м, и таких немало. Стало очевидным, что бордюр легко преодолевается велосипедистом, а автомобили без затруднений съезжают на обочину и оттуда выносят на городские магистрали десятки тонн грязи, на уборку которой администрация города героическими усилиями мобилизует школьников, студентов и других горожан. И об этом снова с восторгом пишет ваша газета.
На четной стороне ул.50 лет Октября на участке от ул. Горького до ул. Профсоюзной в 1996 г. впервые был сооружен тротуар. Сооружен скверно. Весной 1997 г. все бордюры рассыпались, арматура, плохо сваренная изначально, торчала полуметровыми пиками, угрожая безопасности пешеходов. Асфальтовое покрытие толщиной не более 1,5 см наполовину выкрошилось. Но большой грязи не было. Так, в постоянно ухудшающемся состоянии, тротуар служил три года. В 2000 году, при реконструкции дороги, тротуар разрушили до основания. После окончания работ на дороге жалкие попытки соорудить что-то похожее на пешеходную дорожку были, но что получилось, судите сами.
На участке протяженностью примерно 30 м от ул.Горького слой асфальта толщиной до 1 см уложили, не выровняв подушку, без щебня, прямо на песок (этот участок весной был сплошной непроходимой лужей глубиной не менее 20 см, пешеходы преодолевали его по проезжей части).
На всем протяжении тротуара не уложено ни одного метра бордюра. Из гаражного кооператива в районе ЖБИ-3 выезда на проезжую часть дороги нет. Автомобили выезжают из гаража в трех направлениях: по тротуару на ул.Горького, по тротуару на заправочную станцию, по грязи через обочину шириной 5 метров, через бордюр на проезжую часть дороги. Шесть выездов в гаражные кооперативы и на заправочную станцию бордюром не ограничены.
Карман у магазина автозапчастей не предусмотрен, но въезд к магазину с дороги оставлен, в результате на тротуаре у магазина скапливается свыше десятка легковых и грузовых автомобилей, которые оттуда, по тротуару же, разъезжаются к заправочной станции или к расположенному рядом другому магазинчику запчастей. А то и сплошной колонной по тротуару прямо до ул.Горького. 24 мая я чудом спасся от трех мчавшихся по тротуару автомобилей.
Недавно газета сообщила, что усилиями городских властей в этом году уже освоено 20 млн. рублей, отпущенных на благоустройство города. Я видел, какими методами эти деньги осваивались. На ул.Горького, возле дома, в котором я живу более 40 лет, к двум раковинам на проезжей части подъехали два автомобиля. Один привез асфальт, другой — пятерых рабочих в оранжевых жилетах. Рабочие засыпали раковины асфальтом, затоптали его и уехали. На второй день асфальт был вынесен колесами проезжающих автомобилей, а раковины остались как повод для отчета об освоении очередных 20 млн. руб. в будущем году.
На ул.Профсоюзной у Дома печати меняют добротный железобетонный бордюр на гранитный. Какая часть из 20 млн. на это истрачена? А горожане продолжают ездить по вконец разбитому асфальту на окраинных улицах, шлепать по грязи там, где нет тротуаров, даже в Центральном округе, не говоря уж о Калининском. А мэр утверждает, что он рад бы, да денег нету.
Не денег нет, а нет хозяйского подхода к решению городских проблем. Нет понимания того, что благоустройство города созидается десятилетиями, веками. Поэтому и то, что строится сегодня, должно строиться на века. Все строительные замыслы и их воплощение должны быть пронизаны идеей преемственности поколений в усилиях по созданию красивой комфортной среды обитания.
Яков Агранович