Христиане всех стран, объединяйтесь!
Возмутитель спокойствия
Украина была 122-й страной, которую за четверть века своего служения посетил 81-летний Папа римский Иоанн Павел II, с первого дня пребывания на святом престоле заявивший о главной цели этого служения — примирение всех христианских церквей. Это не первый визит в православную страну, до этого он посетил Румынию, Грузию, Грецию. Собирается в Армению (1700 лет со дня христианизации). И нигде не было такого яростного сопротивления визиту. Причем больше протестов исходило из Москвы, чем из Киева. Православные аналитики расценивали «визит примирения» как оскорбление чувств верующих, писали даже об угрозе «расчленения России» и рисовали мрачные картины конфликтов и столкновений католиков и православных во время пребывания папы в стране, хотя опросы населения свидетельствовали об обратном: 55,2% поддерживали визит, 31% относились к нему нейтрально и только 6,8% были против. К счастью, все обошлось мирно.
Папу пригласили светские власти как главу государства Ватикан. Кроме того, как заявил один из католических иерархов России, «патриарх Алексий посещает католические страны без приглашения со стороны руководителей церквей этих стран» и «никто не упрекает его за то, что он окормляет паству в Италии и Франции — на явно канонических территориях католиков» («Московские новости»).
Русская православная церковь вообще очень прохладно относится к идее объединения всех христианских церквей — экуменизму, а тут еще распри с украинскими униатами или греко-католиками — второй по численности конфессии в Украине. Они так называются по объединению католиков и православных (unio — единение) с признанием главенства римского папы, но с соблюдением православных (греческих) обрядов и богослужения (Брестская уния 1596 г.). Именно поэтому папа отслужил мессу и по католическому, и по греческому (православному) обрядам, причем на украинском языке. Наши газеты назвали это удачным пиаром, хотя это обычное правило понтифика, владеющего несколькими языками, -служить мессу на основном языке страны пребывания.
Суть же конфликта с униатами в том, что они после своей легализации в 1989 г. захватили множество православных храмов. Кто помнит прессу того периода, знает, что дело доходило до драк. Патриарх Алексий считает контакты с Ватиканом невозможными, так как тот не отказывается от поддержки униатов. Об этих захватах писали все наши газеты, но я не встретил ни одной, кроме «Общей газеты», где было бы сказано, что греко-католики лишь возвратили себе (увы, силой, при поддержке — молчаливой и явной — украинских властей) свои храмы, переданные православным после сталинского разгона униатов в 1946 году.
В связи с этим «Общая газета» пишет: «Однако дело-то на самом деле не в униатах. Просто РПЦ продемонстрировала полную неспособность цивилизованно договариваться и вообще эффективно действовать без опеки государства. Не погнушавшись воспользоваться сталинским террором для разгрома греко-католиков, теперь РПЦ негодует по поводу поддержки последних украинскими властями». Кроме того, в Украине есть католики и кроме униатов, так что «не совсем понятно, почему глава Ватикана не может приехать со словами примирения в Украину». Патриарх приглашение в Ватикан имеет, но не желает им воспользоваться и против визита папы, этого добивающегося, в Россию.
Вот такие страсти раздирают братьев во Христе. Скорее возможно, видимо, примирение с мусульманами и иудеями, о чем свидетельствует паломничество папы в Палестину и посещение мечети.
В заключение — слова, прозвучавшие на русском языке и обращенные к католикам, приехавшим в Украину из России: «Помолимся за всех христиан, чтобы они освободились от многовековых предубеждений и в согласии с волей Христа стремились к полному единению».