X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Под сенью Минервы

Афина… Минерва… В необъятном пантеоне античных богов у нее место в первом ряду.

Под ее покровительством -наши профессионализм и мудрость. Их стараются демонстрировать авторы с полтысячи монографий, солидных сборников, журнальных обзоров и статей, предлагая свои рецепты спасения России, ее развития в XXI веке с позиций новейшей философии, социологии, политологии, экономики и прочих гуманитарных наук.

Ломятся книжные полки, искрят сайты Интернета от переводной литературы в этой области, от отечественных творений — от Александрова до Яковлева. Уже тюменские политики включились в это дело, правда, вкупе со столичными консультантами. Но многие труды оседают тяжелым грузом в хранилищах. Их читают, просматривают по обязанности лишь студенты и сотрудники вузов, да все растущая команда наших спасателей из полит-соц-эконом-центров.

В беседах со знатоками глобальных проблем России и планеты, в собственных штудиях культурологического феномена ювенальности определился мой перечень достойных работ. Идеи Ю.Горского, В.Астафьева, В.Казначеева про гомеостаз. Сомнения Дж.Гэлбрейта, материалы совета экспертов ООН по устойчивому развитию (1994). Концептуальная строгость незабвенного В.Коптюга, системные опыты и социоэкология Ю.Маркова, алгоритмы Н.Моисеева, синергетические прорывы В.Напимова, меры А.Уайтхеда и Т.Куна…

Удивляет теогносеология П.Олдака, забавен дилетантизм «духовника» А.Подберезкина. Не уйти от тоффелеровских парадоксов, строгости А.Урсула, нашумевшего Ф.Хайека, геополитики Б.Хорева, уроков И.Пригожина, А.Яншина…

И хотя мой перечень не полон, но он задан перспективным и остро актуальным абрисом убедительной, вооруженной новейшими находками гуманитарной мысли монографии «Россия: от экстремальности к устойчивости» (ТГУ, 2000). Авторы — академики Владимир Турченко и Геннадий Шафран6в:Куцев.

Аннотация, перечисляя их заслуги в российской науке, выделяет социологический интерес. Однако книга написана в синтезе философии, социологии, политологии, теории систем и культуры… Перечислять можно долго, если бы не синергетический подход к цели. К разработке методологии перехода России от экстремальных импульсов к устойчивому развитию. Такому, чтобы его приняли многие из нас, разные по мировоззрению и политическим пристрастиям.

Впервые в философско-социологической литературе ученые, проведя комплексный анализ, выстроили новую социоэкологическую парадигму, усиленную факторами духовности и этики. Словно отвечая на вызов Конрада Лоренца о смертных грехах современного человечества, авторы понятно и ответственно переводят сложнейшие построения на язык общественной практики и личного интереса индивида. Этому способствуют четыре нравственных принципа; человек для человека — высшая ценность; все формы насилия подлежат устранению; природа независимо от утилитарных начал есть общечеловеческая ценность, и надо всем сохранять ее многообразие; благо и гармония развития человека неотделимы от прогресса его страны.

Но про авторов. Ректор ТГУ -фигура известная за рубежом, в стране, в регионе. Владимир Николаевич Турченко — профессор кафедры социологии и социального управления ТГУ, главный научный сотрудник института образования в системе сибирского отделения РАО (российской академии педагогов), эксперт ЮНEСКО. Успевает руководить федеральной эксперименталь-ной образовательной площадкой (название, однако!) «Пеликан» в Бердске под Новосибирском. «Пеликан» — симпатично звучит, таланты там не топчут друг друга, а полезно конкурируют и совершенствуются.

Книга адресована широкому кругу. Редкий случай, когда сложнейшие научные вещи начинают звучать на практическом языке с приличным популярным наклонением. Ученые успешно развеивают туман вокруг суперсовременного понятия «устойчивое развитие». Пестуют его «тесто» на рабочей «доске» и философски, и социологически, и политически… Одним словом, владеют нужными технологиями борьбы умов и информации непросвещенных. Впервые показано, зачем и как устойчивое развитие становится философской категорией. Пожалуй, как никогда в ореоле строгих фактов наш мир представлен на пороге экологической катастрофы, проанализированы экстремальная ситуация в России, наши социальные болезни.

Социально-политические и образовательные парадигмы (действенные модели постановки проблем и их решения) увязаны с категорией устойчивого развития, получившей широкое признание в конце XX в. И что особенно ценно, Куцев и Турченко четко, доказательно сформулировали социально-политические условия перехода российского общества на такой путь. Они выделили и роль Сибири в геополитике и российских делах.

Синергетику предложил физик Г.Хакен. Сейчас наука отказывается от классически упорядоченного образа мира, он многообразен, держится на взаимодействии качественно разных начал. Даже хаос по-своему упорядочен. Рациональность не все объясняет, ибо начался новый диалог человека и природы. Отсюда в России при политической воле и общественном согласии нынешний хаос беременен системой устойчивого развития. Авторы предлагают семь начал устойчивого развития. Экспансия человечества в природу, безудержный потребизм исчерпали себя. Императив времени — равновесное природопользование как самоорганизующаяся система. Она не разрушается, сохраняет скрепы даже в опасных переходах (1).

Система не боится динамического равновесия — хорошие «рессоры» на исторических «ухабах» (2), дружит с окружающими системами — этакий «кооператив», к примеру, новых социально-рыночных форм. Гомеостаз — поддержка равновесия в отношениях (3) с природопользованием (4). Особые технологии, когда объем полезной продукции сокращается, но ее хватает всем. Грубо: в войну использовали даже последнюю фракцию молока — обрат. Выжав масло, сливки, сделав сметану, творог. Засушив обрат, получали лепешки, близкие к хлебу-дуранду. А если наладить глубокую переработку тюменской нефти? (5). Из пятого пункта — шестой: интенсификация общественного производства. И седьмое начало — суть категории: социальное развитие, обеспечивающее неуклонное и благое развитие общества и людей за счет интенсификации экономики на основе технологического совершенствования с условием равновесного природопользования.

Как культуролог особенно выделю главу о духовности, ибо научный треп о ней уже навяз в зубах. Здесь же интересно понимание Куцевым и Турченко духовности как особого состояния души, «тонкого» мира личности в переживаниях радости сотворчества и добротоделания в отношениях и общении людей. Каждый человек для другого -высшая ценность.

Так можно прийти к демократической и гуманистической самоорганизации жизни в России, устранив нынешние рыночные перекосы, укротив загулявших хозяйчиков. По-древнему — это благочестие в сердцах, умах и делах.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта