X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Большие радости маленькой феи

Очень беспокойное лето выдалось наших театров: «большого» — областной драмы и комедии — и «малого» — кукольного.

Серьезный ремонт идет в театре драмы, крутится команда Коревицкого — вернее, та ее часть, которая на рабочих местах, вдохновляемая зам. директора Ларисой Гордиенко, готовит здание и цеха к осенней премьере.

«Курьер» уже писал о фуроре нашего театра во время минских гастролей. Кстати, там сейчас набирает силу кампания по выборам президента, наезжают деятели из Eвропы. В том числе и по части культуры. По моим сведениям, поляки были приятно удивлены репертуаром, игрой и направлением нашего театра. Eще больше удивился Смоленск, где сейчас наши дают жару.

Прояснилась и ситуация с актерскими заработками. Первый зам. председателя областного комитета по культуре Владимир Скакапин сообщил в минувший четверг на пресс-конференции в театре кукол, что проблема надбавок к низким ставкам наших мастеров сцены практически решена. Ожидается и осеннее основательное повышение зарплаты бюджетникам по постановлению правительства.

Недоразумение с выплатами перед гастролями официально рассеяла Гордиенко. Семьям уехавших актеров должно быть известно, что суточные были в долларах и компенсируют оклады с превышением. Часть зарплаты выдана в рублях.

Пресс-конференцию собрал директор кукольного театра Василий Пустыльников по случаю сдачи очередной премьеры — сценической версии волшебной сказки югославского автора Романа Рабадана «Маленькая фея». Эта вещь была особенно популярна в 1970-е годы. Потом кукольники увлеклись абсурдом и сюрреалистическими парадоксами, мистическими радениями.

Новая премьера — очередной взнос в копилку выездных спектаклей. Театр кукол намерен чаще бывать в школах и клубах, в районах южной зоны. И сейчас сезон продолжается, молодой состав труппы работает в летних лагерях. Eсть чем порадовать юношество в северных окружных городах, с которыми готовятся договора о сотрудничестве.

Возвращаться к выездным спектаклям трудно. Не секрет, что в условиях стационара игра звука и света, музыкальные эффекты усиливают зрелище. «Маленькая фея» — большая удача театра. Получился синтез двух моделей, позволивший актерам максимально выразить себя. Постановщик — опытная Людмила Удалова собрала неплохую команду, предложив классический кукольный стиль с солнечной радостной и веселой сверхзадачей разрешения извечного конфликта добра и зла. Режиссерский дебют Удаловой удачно совпал с 20-летием ее работы в театре и личным юбилеем. На сцену вышли те, с кем связаны творческие победы и заботы 1970-1990-х гг. Она заслужила столь редкий подарок. Сценографию выдумал Сергей Перепелкин, насытив ярким цветом трансформеры малых декораций.

Всего несколько «фигур» деревьев — и перед нами настоящий лес. Выдвигается темная стена, и в ней зияет пещера, в которую злой волшебник Фу-Ты заточил Фею. Зав. музчастью Ольга Линенко музыку подобрала из композиций тоже югославского маэстро Горана Дреговича. Авангард, но мелодически ясный, созвучный мотивам поведения персонажей. С буйными импульсами, «полный вперед!» (Перепелкин). Пластику придумал блистательный Юрий Федоров, сочно отыгравший злого мага. Переоценившего свои силы, да еще в ироническом пародийном стиле актера. Ведь в его руке — планшетная («фигурная») кукла. Она действует, пока работает с ней исполнитель. Тут и секрет кукольного мастерства. Актер (вживую) показывает зрителю скрытую внутри жизнь персонажа, который в нужный момент как бы раздваивается: вот маска внешнего образа (кукла), а вот суть ее линии.

Фея мила и добра, но добрый молодец Горан (красив и оригинален рисунок роли у премьера театра Василия Лазарева) в начале действа немного самоуверен и ошибается — хитрый Фу-Ты побеждает Фею. Без всемогущей волшебной палочки она просто пленница. Тут все тонкости игры демонстрирует очаровательная Зинаида Береговая. В паре с ней романтичная Лариса Шереметьева, на сдаче она «вела за собой» лесорубов.

В помощницах злодея — болтливая и вредная Сорока, с которой справилась Альфия Загретдинова. Удивила интересными комическими нюансами, особенно в диалоге с Фу-Ты, когда оба, потрепанные в злых проделках, никак не могут вспомнить заклинание для входа в пещеру.

Удалова: «Спасибо команде. Все мы работали дружно и плодотворно. С идеей создать хорошую добрую и волшебную сказку. Про нее как-то забыли в последнее время. А она — лучший витамин нравственного роста дошколят и первоклассников. Надоели вещи, где ругаются, обзывают, убивают».

Скакалин: «Блестящий хороший спектакль. Ко времени и к чести труппы. Скорей всего, его увидят в Нижневартовске, планируется обмен постановками с тамошним театром «Барабашка».

Зав. отделом областного комитета по культуре Анна Николаева: «Выразительное и впечатляющее решение, отличные цвета декора. Очень красивый спектакль. Профессиональная радостная работа актеров. Закономерен приход Удаловой в режиссуру».

Береговая: «Такое ощущение, что идеалы добра сами по себе волшебная сила, помогающая детям осваивать этот мир, увидеть, что хорошо, а что плохо. Наверное, у нас получилось в общении на сцене создать такое настроение».

Подвел итоги сезона Пустыльников. «Он оказался плодотворным. Целых пять премьер. При норме три-четыре. Готовим шестую, для взрослых. Уже 17 июля с.г. приезжает знаменитый режиссер Анатолий Тучков — репетировать неожиданную версию комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ». Завершается первая очередь реконструкции театра. Спасибо области — выделено 8 млн. рублей. Надеемся к ноябрю закончить основные работы».

Областные структуры помогли решить в Москве проблему выпуска в свет сборника материалов всероссийского семинара кукольников, прошедшего в театре кукол и масок в декабре 2000 г. Труппа нуждается в обновлении. Но… жилье. А ведь театр на 90 процентов работает на город. Мэрия давно обещала выделить квартиры, хотя бы места в общежитии. Только уже с год как на обращение дирекции нет реакции. Наши театры явно заслужили лучшей участи.

Мне удалось мельком увидеть архитектурный макет реконструкции. Свои графические впечатления отразил — смотрите сами. Eсли получится, то будет один из лучших и комфортных для работы театров в России. С музыкальным теремом, семью новыми гримерными, репетиционным залом, мастерскими, кабинетами для содействующих искусству завов по литературе, музыке и педагогике. Будут и душевые кабины.

Скакалин: «Уровень мастерства и творческая энергия наших театров достойны общественного внимания и содействия властей. Губернатор Сергей Собянин в курсе, проблемы решаются, и толк будет».

***
фото: Графическая фантазия Владимира Рогачева на проект реконструкции Тюменского театра кукол и масок;С куклами Горана, Феи и Сороки артисты Василий Лазарев и Зинаида Береговая

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта