Живая память
В последнее время принято интересоваться забытыми родственными связями. Во многих семьях хранят и с гордостью показывают старинные фотокарточки из семейного альбома, прабабкин плат или прадедову саблю и тому подобный антиквариат.
И это, естественно, не только потому, что модным стало искать у себя в роду непременно дворянина или купчиху — владелицу заводов и пароходов. Это вопрос духовного здоровья семьи, традиций, культурного поведения.
Да просто интересна собственная наследственность: в кого ты пошел, чей дар или недостаток в тебе воплотился?
Сегодня в городе существует ряд клубов и организаций, занимающихся генеалогией всерьез, — «Тюменская старина», «Женская инициатива». И, конечно, они держатся на энтузиазме нескольких людей: А.И. Баикиной, Н.Л. Антуфьевой, К.Г. Барбаковой, С.М. Палкина… Меня, как корреспондента молодежной рубрики, особо заинтересовала работа со студентами Антонины Ивановны Баикиной — преподавателя кафедры истории и культурологии ТГНГУ. Она организовала студенческую открытую научную лабораторию «Моя родословная», и ее участники, зажженные интересом преподавателя, собрали уникальную информацию. Например, Александр Юрков составил родословную схему в шести поколениях, объединив информацию о 350 родственниках, Зульфия Апасова сделала открытие, что ее род берет начало в XVIII веке, с участников одной из русско-турецких войн. При этом студенты опрашивали лишь своих родственников, так как работа в архивах требует специальной подготовки.
Доклады о своих открытиях студенты прочитали на Первых тюменских родословных чтениях. Накануне я попросила Антонину Ивановну — главного устроителя мероприятия — ответить на несколько вопросов по поводу событий, предшествующих чтениям.
— Когда я в 1993 году ввела в курс зачетное задание «Моя родословная», ребята улыбались: я, мол, — «сын полка». Какие там корни! А в результате получились изумительные материалы. Их завтрашние выступления — то главное, ради чего стоило все затевать. Молодежь приобретает ощущение, что их отдельная семейная история вливается в общую историю края и страны.
А потом, когда ты устанавливаешь связь с прошлым, яснее видишь будущее.
— Принято считать, что историей рода начинают интересоваться в зрелом возрасте и при зрелых размышлениях о прожитом…
— Да я и сама поздно спохватилась. Ценить знания о своем роде начинаешь слишком поздно, когда уже не можешь напрямую поговорить с родственниками. Но сейчас, когда общество на изломе, стало заметно, что молодежь прислушивается к мнению стариков как спасительному щиту опыта. Показательно, что среди авторов нашего сборника «Первые тюменские родословные чтения» весомую долю составляют молодые люди. Кстати, смелая работа молодых дизайнеров, с которыми я сотрудничала, видна в оформлении этой книги.
Сборник из сорока материалов, новенький, только что из типографии, был вручен докладчикам чтений. Там содержатся материалы и краеведа-любителя Поспелова, посвятившего себя архивным поискам вот уже два десятилетия (на чтениях он рассказывал интересные факты из прошлого своей деревни, найденные в архивах), и польского дворянина Хотковского (он также автор биографических воспоминаний о бурных годах харбинской эмиграции). Антонина Ивановна вложила в издание сборника много сил и денег, но считает свои старания вовсе не напрасными.
— В принципе, у нас вышло пособие по генеалогической культуре, рассчитанное на широкий круг интересующихся. Кроме того, сорок человек — участники чтений (которые необходимо проводить раз или два в год) — передадут свой опыт потомкам. Это
P.S. Готовя этот материал, я повстречала в библиотеке молодого человека, приступившего к поискам родственных корней. Eго цель — составление древа, и он собирается планомерно посвящать этому время, свободное от работы. Замечательный пример того, как людям все чаще некомфортно ощущать себя Иванами, не помнящими родства. Я посоветовала ему обратиться к Антонине Ивановне. Не исключено, что его материалы появятся в новом сборнике, выпуск которого уже не за горами. А значит, последует продолжение данной темы.
***
фото: Экскурсию в музее истории науки и техники Зауралья при ТГНГУ ведет профессор Антонина Баикина