«Пух» из Зырянки
27 июля легендарному советскому разведчику Николаю Кузнецову исполнилось бы 90 лет.
О довоенной жизни Николая Ивановича и его деятельности в нашем городе рассказывают документы фонда N 1919 госархива Тюменской области и материалы о секретных операциях советской разведки, опубликованные в 2000 году в открытой печати.
Никанор. Николай. «Кулик». «Ученый». «Колонист». Рудольф Вильгельмович Шмидт. «Пух». Николай Васильевич Грачев. Пауль Вильгельм Зиберт. Столько имен и оперативных псевдонимов успел сменить кадровый сотрудник госбезопасности Кузнецов за свои неполные 33 года.
Имя одного из самых известных героев Великой Отечественной войны у большинства россиян прочно ассоциируется с понятием «партизан-разведчик». Хотя партизаном в буквальном смысле этого слова Николай Иванович никогда не был.
Разведчик-боевик оперативной группы «Победители» 4-го управления НКГБ СССР Кузнецов в 1942-1944 годах выполнял специальные задания командования в тылу врага. Кадровым чекистом он стал задолго до Великой Отечественной…
15-летним подростком Никанор Кузнецов покинул родное село Зырянку Талицкой волости Тюменского уезда Уральской губернии и приехал в Тюмень. После окончания семилетки поступил в тюменский сельхозтехникум.
23 ноября 1926 года общее собрание ячейки ВЛКСМ приняло его кандидатом в члены комсомола сроком на 1,5 года. Учеба в техникуме у Ники шла успешно. Однако 18 декабря 1929 года будущий разведчик был исключен из комсомольских рядов и «вычищен» из техникума. Основание — доносы сверхбдительных сокурсников. Кузнецова обвинили в том, что при поступлении на учебу «под маркой сына бедняка» он скрыл свое подлинное социальное происхождение — выходец из старообрядческой семьи крестьян-середняков.
«Никогда я себя бедняком не считал. Наша семья имела 4 лошади, 2 коровы и с/х орудия», — откровенно писал обиженный случившимся Кузнецов 31 января 1930 года в заявлении в Тюменскую окружную контрольную комиссию ВЛКСМ. Он очень хотел восстановиться в комсомоле, но от завершения учебы в техникуме категорически отказывался. Добиться справедливости коммунару талицкой коммуны «Красный Пахарь» удалось лишь в 1931 году. В ряды ВКП(б) Кузнецов вступать и не пытался, помня о случившемся в Тюмени.
К этому времени в его жизни произошли значительные изменения. В декабре 1930 он женился и сменил имя Никанор, данное при рождении, на Николай. Однако через три месяца молодожены развелись на «идейной основе», а новое имя Ника сохранил до конца жизни.
Во время работы помощником таксатора в земельном управлении Кудымкара Кузнецова ждала новая неприятность. Видя финансово-продуктовые махинации своего начальства, Николай сообщил об этом в милицию. Однако он был арестован вместе с жуликами и приговорен к одному году исправительных работ.
К этому времени и относится начало его сотрудничества с органами ОГПУ. Он стал нелегальным сотрудником этого ведомства под псевдонимом «Кулик». За три года «Кулик» поработал и в леспромхозе, и в «Многопромсоюзе», статистиком в «Свердлесе», чертежником на Верх-Исетском заводе и в КБ «Уралмаша». Осваивая азы оперативной деятельности, он окончил зна-менитый УПИ и стал инженером.
Кровавая «ежовщина» лишь слегка задела агента-маршрутника Свердловского УНКВД. В 1937-м он всего несколько месяцев провел во внутренней тюрьме родного управления и вышел на свободу.
Прекрасное знание немецкого языка и поддержка главы НКВД республики Коми Михаила Журавлева обеспечила молодому чекисту путь в столицу. Прекрасно освоившись в Москве, Кузнецов принял участие в «разработке» сотрудников посольств Словакии и Германии под именем инженера столичного авиазавода N 22 Рудольфа Шмидта. Он стал своим и в театрально-балетной московской среде. Не случайно его намеревались сделать одним из администраторов Большого театра. Однако Николай Иванович предпочел остаться инженером…
Последней довоенной удачей Кузнецова стало выявление немецкого агента ювелира Кестнера в западноукраинском городе Черновцы.
С июня 1941 года агент «Пух» готовился к работе в Германии. Однако ровно через год был переориентирован для работы на оккупированной территории Украины под именем Пауля Вильгельма Зиберта.
Кстати, уроженец Восточной Пруссии обер-лейтенант Пауль Вильгельм Зиберт действительно существовал. Он погиб в боях под Москвой. Удивительное внешнее сходство офицера вермахта — ровесника советского разведчика — с Кузнецовым послужило основой «легенды» для действий Николая Ивановича на Западной Украине.
***
фото: Памятник Николаю Кузнецову у здания Тюменской сельхозакадемии