Госпитали Тюмени
Проходя по улицам старой части Тюмени, можно увидеть на стенах зданий небольшие мемориальные доски, которые сообщают, что в годы войны 1941-1945 гг. здесь находились эвакуационные госпитали.
Что это такое — госпиталь?
В переводе с латинского это слово означает «гостеприимный». Так во многих странах называют любую больницу. Также во многих странах, в том числе и в России, госпиталем называют больницу только для военных людей, пострадавших на поле брани. От этого же корня происходит и название специфической больницы — хосписа — для неизлечимых тяжелобольных. Госпитали первой мировой войны
1 августа 1913 года началась война, которую позже историки окрестили первой мировой, так как почти все экономически развитые страны мира так или иначе участвовали в ней. В войне были применены новые, разработанные в тиши военных лабораторий средства поражения (это слово стыдливый синоним более реального слова — убийства) людей, в том числе и средства массового поражения (пулеметы, газы и др.). В результате на полях сражений кроме убитых появлялось в 5-10 раз больше раненых.
Легкораненых лечили прифронтовые госпитали и отправляли вновь на передовую линию — на фронт. Тяжелобольных увозили в глубь страны (эвакуировали), где организовывали эвакуационные госпитали, или сокращенно — эвакогоспитали.
Разговоры в городской Думе и управе Тюмени об организации эвакогоспиталей начались еще в 1913 и продолжились в 1914 году. В протоколе управы от 17 октября 1914 года записано: «Не прекращать деятельность по устройству в г. Тюмени госпиталей для больных и раненых воинов и считать, что город отводит для сей цели госпиталь на 50 кроватей, устроенный торговым домом «И.П. Колокольникова Н-ки», и госпиталь на 75 кроватей, устраиваемый на пожертвования и городские средства, причем должна быть немедленно произведена заготовка недостающего количества белья и больничных принадлежностей на упомянутый комплект 75 кроватей».
Один эвакогоспиталь взяли на полное содержание купцы Колокольниковы и расположили его в здании своего коммерческого училища. Вмещал госпиталь 50 коек. Когда летом 1918 года Тюмень захватили белогвардейцы, в училище же разместился чешско-американский госпиталь для белой армии на 300 коек. Он занимал половину училища и эвакуировался с армией Колчака.
Другой эвакогоспиталь расположился на ул. Ляминской (Герцена) в доме П.А. Андреева с отделением в городской больнице на ул. Даудельной. Дом этот находится на углу ул. Герцена (N76) и Грибоедова, там теперь работает управление по здравоохранению и медицинскому страхованию г. Тюмени. Весной 1915 года здесь сформировали 149-й сводный эвакогоспиталь. Он существовал до июля 1919 года, лечил воинов мировой войны, в июле 1918 года — красноармейцев, в 1919 году — белогвардейцев и колчаковцев, которые эвакуировали его в Красноярск перед отступлением из Тюмени в июле 1919 года.
Оба госпиталя поставили на ноги сотни раненых бойцов российской армии. Кстати, в них лечили раненых и больных солдат австро-германской армии, попавших в плен и вывезенных в Сибирь.
Госпитали Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года началась война, длившаяся до мая 1945 года. Почти сразу же в средствах массовой информации ее стали называть Отечественной. Позже оказалось, что она была главной составляющей более масштабной войны, названной историками второй мировой.
Уже на третий день после начала войны, 25 июня 1941 года, в Тюмени началось формирование эвакогоспиталей. В начале их было три: NN 1498, 1499 и 1500 — каждый на 200 коек. Госпиталь N 1498 развернули в школе N 1 — теперь это административное здание университета по ул. Семакова, 8а — и рядом в доме N13 по ул. Республики (теперь корпус N 2 сельхозакадемии).
Под госпиталь N 1499 начали готовить учебное здание сельхозтехникума по ул. Республики, 7 (теперь административный корпус сельхозакадемии), но через день его оборудование срочно вывезли в здание пединститута по ул. Луначарского, 2 (теперь архитектурно-строительная академия) и объединили с расположившимся там эвакогоспиталем N 1500. Как оказалось, где-то «вверху» решили расположить в здании сельхозтехникума вывезенное из московского мавзолея тело В.И. Ленина и обслуживающую его лабораторию.
Школу N 1, сельхозтехникум, пединститут срочно выселили в другие, более тесные помещения. Пединститут вывозили так срочно, что библиотечные книги грузили навалом в грузовики, на ухабистых тюменских улицах растеряли немало книг, но их подобрали тюменцы и вернули пединституту.
Горожане приходили в будущие госпитали, мыли полы, окна, расставляли мебель, приносили картины, комнатные цветы… Благодаря их помощи госпитали развернули в рекордные сроки.
Раненые стали поступать в Тюмень спустя месяц после начала войны — с 25 июля. Особенно много раненых поступало осенью 1941 года, во время обороны Москвы.
В августе в Тюмени развернули еще два госпиталя: N 2475 и 3518. Всего в годы войны в нашем городе находилось одиннадцать эвакогоспиталей: NN 407, 1498, 1500, 1787, 2475, 3330, 3336, 3346, 3352, 3370, 3518. Иногда в публикациях можно встретить сведения, что госпиталей было 26. Госпиталей было 11, но располагались они в 26 зданиях. Например, хирургический и терапевтический госпиталь N 2475 располагался в школе N 21 (ул. Хохрякова, 21), школе N 50 (ул. Краснодонская, 61), в областном доме санитарного просвещения (ул. Первомайская, 12), краеведческом музее (ул. Республики, 2), кожно-венерологическом диспансере (Республики, 1, 3 и 5), областном отделе народного образования (ул. 25 Октября, 13).
Эвакогоспиталь N 1500 занимал кроме здания пединститута глазную больницу (ул. Нагорная, 2), школу на ул. Луначарского, 18, два общежития пединститута (на углу улиц Казанской и Ямской, здания не сохранились).
Госпиталь N 3518 находился в Доме отдыха им. Оловянникова. Здесь долечивались выздоравливающие, годные на фронт и к нестроевой службе. Они работали в летнее время в подсобном хозяйстве дома отдыха.
Госпиталь N 3330 — общехирургического профиля — располагался с 8 октября 1941 года по 16 февраля 1943 года в здании гостиницы «Заря» (ул. Первомайская, 12) и по ул. Володарского, 42. Нейрохирургический, челюстной и психоневрологический госпиталь N 3352 работал в здании школы на ул. Красных Зорь и ул. Республики, 16 (теперь филармония) с 8 октября по апрель 1944 года. Сортировочный госпиталь N 407 развернули в современной городской больнице N 1 по ул. Ленина, 23.
В 1943 году с инспекционной поездкой посетил Тюмень главный хирург Красной Армии академик Н.Н. Бурденко (1876-1946 гг.) и одобрил работу лечебных учреждений города.
В начале декабря 1942 года в Тюмень эвакуировали Краснодарский медицинский институт. Eго преподаватели и студенты-старшекурсники помогали лечить раненых и больных бойцов. Располагался институт при больнице по ул. Даудельной.
Тюменские госпитали испытывали огромные трудности в первую очередь с кадрами. В городе преобладали врачи-терапевты, хирургов были единицы. Терапевтам срочно пришлось учиться хирургии прямо у операционных столов. Все работники госпиталей мобилизовывались на срочную разгрузку раненых, едва санитарный поезд подходил к перрону тюменского вокзала. Доставка дров и торфа также ложилась на плечи медработников. Деревья пилили в Плехановском бору, в исчезнувших городских рощах на Бабарынке, у Вторых путей, доставляли к госпиталям на людской тяге. Потом эти сырые дрова надо было распилить, расколоть и заставить гореть в печках, чтобы раненые и обслуживающий персонал операционных не замерзали. Почти все медицинские работники были еще и донорами — и это в условиях ежедневного тяжелого труда и военного недоедания.
Для раненых устраивали концерты, здесь здорово помогали тюменские школьники и студенты.
С 1943 года госпитали начали постепенно свертывать свою работу и передислоцироваться ближе к линии фронта, которая постепенно перемещалась на запад. К концу 1944 года из Тюмени уехали последние раненые и госпитали.
Первый памятник воинам
В госпиталях Тюмени в 1941-1944 гг. раненые бойцы не только излечивались, но, бывало, и умирали. Их хоронили на южной окраине городского, тогда действовавшего, Текутьевского кладбища в отдельных или групповых могилах. В 1954 году горисполком Тюмени озаботился состоянием мест захоронения бойцов, умерших от ран и болезней в госпиталях города. Выявлено, что похоронено 162 человека, но «могилы находятся в запущенном состоянии, отсутствуют надмогильные надписи, нет памятников, часть могил обвалилась, поросла бурьяном».
Были сделаны соответствующие распоряжения, и в 1955 году останки воинов перезахоронили в одну братскую могилу. На ней по проекту скульптора В. Бешкильцева поставили памятник. Это был первый памятник в Тюмени.
В 1986 году, к 400-летию Тюмени, участок кладбища с братской могилой выделили, установили пилоны с фамилиями захороненных бойцов, благоустроили окрестную территорию и назвали это памятное место на одном из холмов Тюмени Сквером Памяти.
(В очерке использованы материалы музея истории медицины Тюменской области. Директор музея А.И. Желейко. Большое ей спасибо.)
***
фото: