Прикосновение к классике
24 августа в 16 часов в музее изобразительных искусств откроется передвижная выставка старинной европейской гравюры «От Дюрера до Джонсона» из Ирбита.
Прошло более десятка лет с той поры, когда мы любовались сокровищами из ирбитских фондов — серией иллюстраций к поэме Богдановича «Душенька», выполненной в 1820-1850-х гг. Федором Петровичем Толстым. Тогда тюменцы по достоинству оценили и этот изысканный, благородный вид искусства и тонкость, чистоту линий русского ампира. Теперь же мы сможем полюбоваться шедеврами Дюрера и Рембрандта, которыми нас лишь однажды баловал Эрмитаж.
Эти имена знакомы даже тем, кто не изучал углубленно историю мировой культуры. «Eсли бы он учился, как мы, у античного искусства, он превзошел бы нас всех», — писал о Дюрере Рафаэль. Нюрнберг, в котором родился в 1471 году Альбрехт Дюрер, ориентировался на экономику и культуру Италии и Голландии. Художественное литье, посуда, богатый декор оружия заставляли ювелиров и чеканщиков усердствовать над затейливыми орнаментами, а распространение книг и печатных гравюр на листах вынуждало корпеть над деревянными досками известнейших даже за пределами Германии художников. Сам Дюрер, будучи в Венеции, видел, как бойко распродавались подделки с его гравюр.
Труд был адским, особенно при несовершенных инструментах — в распоряжении мастеров находился лишь острый ножик, деревянная доска («ксилос» — дерево, отсюда название «ксилография»), покрытая меловым грунтом, и перо, макая которое в сажу и жир, художник наносил рисунок на белую поверхность. Затем белые, чистые пятна удалялись, но, если учитывать, что тончайшие линии перекрещивались неоднократно, а одно неверное, неосторожное движение губило всю работу, — эта техника соперничала с ювелирной. Точность, красота и насыщенность линий у Дюрера были таковы, что ему даже не требовалось подсвечивать, подкрашивать акварелью готовые оттиски.
Уважение к таланту, красоте человеческого тела, сипе духа и мощи интеллекта мы видим на автопортрете художника, который завещал потомкам: «Все искусство заключено в природе, кто сумеет его извлечь, у того оно и находится».
Оксана Огородникова, искусствовед