Огненная дуга
Курский выступ был хорошим плацдармом для активных действий наших войск.
Гитлеровское командование решило во что бы то ни стало взять реванш за поражение под Сталинградом. Был разработан план операции под названием «Цитадель», по которому намечалось ударами с севера и юга под основание Курского выступа окружить и уничтожить советские войска.
Для осуществления этой операции противник сосредоточил 900 тысяч солдат и офицеров, до 10 тысяч орудий, 2800 танков и свыше 2000 самолетов.
Большие надежды гитлеровское командование возлагало на тяжелые танки — Т-6 («Тигр»), Т-5 («Пантера») и артиллерийскую установку «Фернанд».
В штабе гитлеровской Германии был разработан план наступательной операции. Внезапный удар танков и авиации должен был завершиться быстрой победой. Но это был уже не 1941, а 1943 год. То, что удалось вермахту при массированном использовании танков и авиации в начале войны, здесь не получилось.
В тяжелых оборонительных боях с 5 по 12 июля войска, которыми командовали Рокоссовский и Ватутин, не позволили противнику выполнить свои планы.
Не умаляя доли строевых подразделений, следует подчеркнуть, что в оборонительных боях решающую роль играли танки, артиллерия и авиация.
Танковую армаду (от 70 до 250 танков), которая двигалась на рубежи наших войск, без танков, артиллерии и авиации остановить было сложно. Надо сказать доброе слово и о саперах, ими только с 5 по 11 июля было выведено из строя 385 танков противника.
Оборонительное сражение было первостепенным на Курской дуге. Второй этап начался с 23 июля — решительным наступлением советской армии на Орловском и Белгородском-Харьковском направлениях.
В составе Степного фронта активное участие в наступательной операции принимала 33-я армия, командарм Манагаров, в составе которой был и 461-й ОМП РГК. Автор этих строк был командиром 2-го дивизиона. В результате ожесточенных боев противник понес большие потери. Вот несколько строк из журнала боевых действий 461-го ОМП РГК, который поддерживал стрелковые дивизии 53-й армии. Только 17 июля минометчики полка уничтожили восемь пулеметных расчетов, подавили огонь двух арт-батарей, разрушили четыре блиндажа, уничтожили и рассеяли до батальона пехоты, подавили огонь батареи шестиствольных минометов противника.
Недостатка в боеприпасах мы больше не испытывали. Только в одном из боев израсходовали 1012 мин.
3 августа полк участвует в прорыве обороны противника в районе населенного пункта Смородиное. По переднему краю противника 2-й дивизион выпустил более 800 мин. 5 августа город Белгород освобожден — первый салют Родины. Полк поддерживал стрелковые соединения в освобождении Харькова.
Общие потери гитлеровской Германии в боях под Курском составили более 500 тысяч солдат и офицеров, до 1,5 тыс. танков, 3 тысячи орудий, 3,7 тысячи самолетов. Это поставило немецко-фашистскую армию перед катастрофой. Крупных наступательных операций фашистская Германия на восточном театре военных действий провести уже не могла.
Как и в других крупнейших операциях Отечественной войны, на Курской дуге немало было сибиряков, и среди них тюменцы — Усачев, Чумиляков, Пермяков, Сиборов, Бахарев, Манаков. Офицеры — Назаренко, Брагин, Быков, Гринев, Хандошкин, Бызовских и многие другие.
Сегодня в Тюмени проживают более двухсот участников битвы на Курской Дуге. Среди них пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики, саперы и связисты, медики. Тюменцы хорошо знают проживающего в городе Петра Яковлевича Панова. Это он на одном из важных участков подбил 11 танков противника и стал Героем Советского Союза.