X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Ольга Ройтблат:«Я все время думаю о работе…»

Ольга Владимировна Ройтблат, директор лицея № 34, — человек в городе известный. Лицей славится своими выпускниками и преподавателями. В этом году школа празднует юбилей — 40 лет. Замечательный повод для подведения итогов и разговора о планах на будущее.

Школа № 34 для Ольги Владимировны — это не просто работа, это судьба. Судите сами. Eще учась на третьем курсе ТГУ, на факультете иностранных языков, она решила поработать в школе № 34 (лицеем школа стала два года назад) учителем английского. Ольге Владимировне здесь так понравилось, что, окончив вуз, работу в тридцать четвертой она продолжила. Через некоторое время стала завучем по воспитательной работе, а в 1984 году — директором. Но по-прежнему преподает английский.

— Сложно учить детей иностранному языку?

— Главное — привить любовь к изучению. На уроках мы поем, играем. Иногда я даже задумываюсь — то ли я заслуженный учитель, то ли заслуженный артист: ведь маленьких надо заинтересовать игрой, и я рассказываю интересные истории с таинственной интонацией, делаю большие глаза — и они подхватывают игру. Когда ребенок получает удовольствие от уроков, он лучше запоминает материал, не боится разговаривать на иностранном языке. А это очень важно. Ведь даже у учителей есть комплекс: они постоянно опасаются — вдруг не туда артикль или частицу поставят. От этого комплекса я избавилась, когда впервые попала за границу в 1983 году по линии комсомола. Меня пригласили поработать переводчиком с туристической группой от СССР. Дания, Англия, Франция, ФРГ -меня там понимали, и я узнала, что востребовано языком. Вот тогда-то и возникла мысль, что не нужно заставлять детей зазубривать грамматику и — отдельно — лексику. Надо просто пытаться разговаривать на языке, а грамматика сама подстроится под тот смысл, который вкладываешь в предложение.

— Не всем детям легко дается изучение иностранного языка. Бывает, зубришь, зубришь, а что-то сказать — не получается. Тогда — обида и нежелание учиться. А затем и уверенность в том, что способностей нет. Как вы поступаете в подобных случаях?

— Да, такое бывает. Я знаю, что в некоторых школах даже делят детей: кто получше владеет языком — в один класс, кто хуже — в другой, и отношение учителей к ним соответственное. Я считаю, что делить детей на обучаемых и необучаемых почти преступление. Ведь каждый ребенок сможет научиться иностранному языку, тому подтверждением один мой ученик. Во втором и третьем классе на уроках он просто молчал. А позже — заговорил, да так хорошо! Видимо, за годы учебы в нем накопилась информация, он ее усвоил. Поэтому я занимаюсь со всем классом, а не с группкой отличников.

АНДРЕЙ СВИНКИН

— Сравнивая ваших первых учеников и тех, которым вы преподаете сейчас, вы находите много различий?

— У современных школьников больше возможностей реализовать себя. Но при этом обострилась разница между детьми богатых родителей и ребятами из малообеспеченных семей. А по сути своей все школьники одинаковы: такие же пытливые, ранимые. На празднование 1 сентября мы пригласили первых выпускников — шестидесятых, семидесятых годов. Среди них есть и доктора наук, и кандидаты. Вообще все очень интеллектуальные люди. А в детстве они были точно такими же, как и мои нынешние ученики.

— Вы сказали, что у современных школьников больше возможностей реализовать себя. Сейчас ведется много разговоров о модернизации образования, которая должна расширить круг этих возможностей, помочь детям определиться с будущей профессией, когда они еще учатся в школе. Жак вы к этому относитесь?

— Модернизация образования для нашей школы уже девять лет — норма. Провести ее нам подсказала жизнь. У нас с 1992 года для десяти-, одиннадцатиклассников введено профобразование — юриспруденция, экономика. Мы первые в городе занялись этим. С 1993 года проводили единый выпускной и вступительный экзамен с ТГУ. Последние пять лет сотрудничаем с нефтегазовым университетом.

Ольга Владимировна много и увлеченно рассказывает о своей школе. Сколько уже сделано, сколько еще предстоит осуществить. А я слушаю, удивляясь, что простая тюменская школа может добиться таких высоких результатов. И не успеваю записывать все услышанное в блокнот: о том, как хорошо выпускники подготовлены к поступлению в высшие учебные заведения, об обмене учениками двух школ — тюменской № 34 и американской, в штате Айова, и о многом другом. Но вот Ольга Владимировна, помолчав, обронила: «Все время думаю о работе, столько дел накопилось — времени не хватает на все».

— А как семья относится к вашей работе?

— Муж был против моей работы, говорил, что она меня съедает. И это правда. Я очень завидую организованным людям, у которых все разложено по полочкам, которые все успевают делать. Я же хватаюсь то за одно, то за другое, рабочий день кончается в девять-десять часов вечера. И так постоянно. На семью времени катастрофически не хватает. Eсли раньше приготовленный мною ужин был нормой, то теперь — праздник. Просто я привыкла делать все качественно, но для этого нужно много времени — это основная проблема. Поэтому в нашей семье — самообслуживание. Сами готовят, все делают по дому.

— А как вы отдыхаете?

— Я очень люблю заниматься с землей. В этом я большой специалист. Много книг читаю по садоводству. Кажется, если бы не стала учителем, работала бы садовником или цветоводом. На даче я выращиваю цветы, удается вырастить даже розы. В этом году посадила голубые розы -такая красота.

— Дети помогают вам работать на даче?

— Раньше помогали, сейчас как-то охладели к этому. У них другие дела. Сын Лев учится на четвертом курсе финансового факультета ТГУ, работает. А дочь живет в США. Она вышла замуж за американца (ее муж Алексей с родителями давно уехал из России в США). Наташа училась в ТГУ и поехала на практику в Америку. Там они и познакомились. Мы с отцом отговаривали ее от этого замужества, но Алексей приехал в Россию и забрал Наташу. Диплом она защищала по Интернету. А потом родился внук.

— Eсть ли у вас домашние животные?

— У нас постоянно живут то кошки, то собаки. Но их жизнь значительно короче человеческой, и нам было очень трудно пережить их уход. Поэтому зареклись заводить животных. Но два года назад муж привез с московской выставки рыжее чудо — спаниеля Фэйбла. Наш любимец даже выигрывает конкурсы собачьей красоты. Кроме него мы завели еще двух собак: полуволка-полуовчарку и азиатскую овчарку. Они живут на даче. Такая привязанность к животным, наверное, объясняется бессобачным детством в коммунальной квартире.

Здесь наш разговор прервали — к Ольге Владимировне пришла учительница, желающая устроиться на работу. Так получилось, что многие учителя хотели бы работать в лицее № 34, многие родители осаждают кабинет директора с просьбой взять их ребенка в лицей, который и так переполнен — учатся в три смены, иногда — в четыре. Лицей притягивает людей своей репутацией и высоким качеством образования. В этом большая заслуга педколлектива и, несомненно, директора — Ольги Владимировны Ройтблат.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта