Жизнь под светом звезд
Наталья Косполова
Год назад в Тюменском краеведческом музее имени И.Я. Словцова открылась постоянная выставка «Север — открытый космос», приуроченная также к юбилею национальных округов.
В ее основе жизнь и творчество Анны Митрофановны Коньковой как необыкновенного человека — сказителя и философа манси. Недавно в Тюмени и Ханты-Мансийске отметили ее 85-летие.
Зрители и специалисты признали экспозицию как откровение в литературно-художественном и философском смысле.
Может ли быть тайна открытой? Оказывается, может. Ибо путь к тайне бесконечен. Все зависит от того, с какой стороны подойти к ней.
Выставка не случайно называлась «Север — открытый космос». Здесь место и национальным сказаниям, отлившимся у Коньковой в своеобразную форму притчи-сказки; и иллюстрациям, отобранным со скрупулезным вниманием и сосредоточенностью; и скульптурам по мотивам сказок как целостного мира. И есть, конечно, место тайне, тайне целого народа, немногочисленного, но уникального, тайне Севера вообще. Выставка вырастала как нечто живое и гармоничное, нечто, имеющее прообраз в прошлом и жизнь в будущем. Прообразом выставки в прошлом можно считать целую жизнь замечательной мансийской сказительницы А.М. Коньковой, с картинами долгих переходов по тайге и березняку с малыми детьми в туесах за плечами, с упорным и просветленным, как у всех манси, трудом, с этапами учебы и заботы о людях, о каждом ближнем без исключения… А у манси нет того, что мы называем подвигом мирного труда. Для них это рядовая цельная обычная и в то же время освещенная светом звезд жизнь. Прообраз выставки в прошлом -это жизнь целого народа манси, как в призме преломленная в творчестве сказительницы, образы повествования которой настолько емки, что ими при жизни пользовались так называемые «соавторы»… Eва Шмидт, этнограф с мировым именем из Венгрии, вспоминала, насколько отличался первозданный язык романа-сказания «И лун медлительных поток…» (1983) от того, что было представлено в итоге. Но время унесло эти горькие налеты со страниц белых черновиков. Чистая белая страница на выставке — самостоятельный образ, компонент творчества, незапятнанная совесть автора. О том, как трудно порой отличить истинное слово от искажения, привнесенного людьми, рассказывает витрина-комплекс «Черновик». Боль за истинное слово жгла тех посетителей, кто понял призыв.
Жизнь выставки определена не только уникальной тематикой и множеством экспонатов, обогащающих краеведческий музей на уровне литературного начала. Живет и то новое, что достигнуто как методика современной экспозиции: выставка — открытая система, выставка на стыке философии, музееведения, нелинейной расстановки экспонатов, вариативности, открытой системы.
Трансформируемость — важный элемент выставки — от глиняных статуэток-иллюстраций к сказкам О.Петровой, E.Павловец и М.Косполовой, внучки писательницы, до монументальных панно и космодуховной картины О.Власова «Ковчег». Подвижность выставки говорит о многом. О том, что нет избитых тем, о том, что в прошлом есть то живое, что меняется в зависимости от прочтения, от созвучного иным скоростям нового тысячелетия. Посетители-дети оказываются самыми чуткими ретрансляторами прошлого и будущего экспозиции. Именно они читают по глазам и картинам недосказанное, взрослеют на глазах…
Выставка имеет несколько уровней, несколько планов, как видится Север людям манси. Прошло большое количество не похожих одна на другую встреч в гостиной «Дома Машарова», включавших исполнение саг и эпос. Звучали флейта и живой искренний голос певца.
Сейчас проблема литературного фонда А.М. Коньковой решается в директорате. Не все сказки, стало быть, досказаны. Ждет интерпретации масса черновиков. А молодым и пытливым тюменцам хватит работы по созданию синтетического музея, способного воплотить мечты звездных людей (манси) о звездной жизни.
***
фото: Эскиз иллюстрации к сказкам бабушки Аннэ