Малые реки Тюмени
Казаровка
Это единственная речка, впадающая в Туру с левого берега. Она показана еще на чертеже окрестностей Тюмени, составленном С.У. Ремезовым в конце XVII века. Казаровка вытекала из озера Липового и впадала в Туру через пойменное озеро Поду-вальное, что находится на окраине Тюмени у пос. Нефтяников.
Со времен Ремезова много воды утекло в Казаровке, которая сбрасывала воды тарманских болот в пойму Туры. Озеро Подувальное уменьшилось в размерах и заросло. В середине 60-х гг. XX в., когда осушали тарманские болота, Казаровку выпрямили и превратили в канаву. Потом канаву в нескольких местах пересыпали, и она перестала выполнять свою дренирующую роль.
В 2000-2001 гг. Казаровку-канаву расчистили, на ней работает насосная станция, откачивающая воду с тарманских болот, где началось вторичное заболачивание и затопленными оказались тысячи садово-огородных участков жителей города.
Вода в Казаровке темная, насыщенная гуминовыми веществами и солями, для питья непригодна.
Бабарынка
Под таким загадочным названием эта речка известна с XVII в., так она именуется на чертеже С.У. Ремезова. Современные филологи не могут объяснить происхождение названия, возможно, оно неузнаваемо искажено или происходит от очень древних языков.
В далекие времена Бабарынка начиналась на склоне водораздела Туры и Пышмы возле современного пос. Рощино (Учхоза). В XX в. на Бабарынке построили массу больших и малых плотин и создали несколько прудов. Плотины все земляные, пруды в основном небольшие. Самые крупные — в пансионате им. Оловянникова, озеро Цимлянское и Бабарынский мельничный пруд. Все они непроточные, и только весной, когда в Бабарынку устремляются талые воды с окрестных полей, пруды переполняются, но вода в них не освежается, вдобавок портится коммунальными стоками аэропорта, Учхоза, Студгородка. На всем протяжении река Бабарынка испытывает крайне неблагоприятные воздействия от всех предприятий, расположенных на ее берегах, и к Туре приходит сильно загрязненной. Летом мелководные пруды прогреваются, и вода в них цветет от сине-зеленых водорослей.
В XIX в. Бабарынка была чистой речкой, настолько чистой, что архимандрит Тюменского мужского монастыря о. Владимир разводил в ней раков. В 1844 г. он привез 3000 штук из реки Исети и выпустил в Бабарынку. Наводнение 1845 г. смыло рачье поселение. Отец Владимир, видимо, был большой любитель раков, в 1846 г. повторил их пересадку в Бабарынку, но предварительно навозил в русло реки крупных камней, чтобы раки смогли сделать себе под ними укрытия.
Раководство на Бабарынке наладилось. В 1876 г. Тюмень посетили немецкие ученые-биологи О. Финш и А. Брем. Они отметили в своих путевых заметках, что «в первый раз видели в Сибири в Тюмени речных раков. Они были привезены из Туры, где их разводят искусственно…». Теперь в Бабарынке вода мало пригодна для жизни, хотя неприхотливых карасиков рыбаки ухитряются изловить на Цимлянском пруду.
Самый старый пруд на Бабарынке устроен купцами Колокольниковыми в своей заимке около 1890-1895 гг.; мельничный пруд построен в 1905-1907 гг. для нужд спиртового завода и мельницы товарищества «Н. Тартаковский и К» (позже — братьев Шадриных); Цимлянский пруд создан в начале 50-х гг. XX в. для поливки посадок плодопитомника, устроенного в те годы на берегах Бабарынки.
Тюменка
Многие города Сибири, стоящие на берегах крупных рек, получили имена по названиям малых рек, впадающих в крупные. Тобольск стоит на Иртыше, но название носит по имени меньшей реки — Тобола; Омск тоже стоит на Иртыше, но назван по небольшое речке Оми. Также обстоит дело с Томском и некоторыми другими городами. Может, и Тюмень назвали по речке Тюменке, а не наоборот, как считают многие?
В стародавние времена была Тюменка чистым лесным ручьем и начиналась в лесных болотах в районе современных, так называемых Крестьянских мест. Грунт здесь слабый, песчаный, и Тюменка промыла себе русло в виде глубокого оврага с крутыми берегами. В 1596 г. на Тюменке была построена первая водяная мельница для размола в муку первого выращенного в Сибири хлебного зерна. Мельница работала более сотни лет, и в описании Тюмени за 1700 г. отмечено: «На речке Тюменке мельница мутовчатая пашенного крестьянина Тренки Метелева… мелет зимою и летом едиными жернова, а воды не мало». Мутовчатая мельница имела «лежачее», горизонтальное водяное колесо, которое не требовало сооружения высокой плотины и обширного пруда для создания большого напора воды.
Судя по старинным картам Тюмени, на Тюменке в разное время было около пяти прудов. Загрязнять Тюменку начали давно. Eще в 1893 г., после холерного года в Тюмени, тобольский губернатор издал указ об очистке города, где перечислялись самые грязные места. Не преминул губернатор упомянуть и Тюменку, протекавшую в Лямином логу (так тогда называли Городищенский лог — А.И.): «Лямин пруд — через весь город яма 10 сажен глубиной, заваленная назьмом (навозом — А.И.) и падалью…».
Потянулась мазутная струя в Тюменку со стороны железнодорожного депо. К ней подключились стоки завода пластмасс — в годы войны очистительных сооружений не строили. Текли в Тюменку разные химикаты, в том числе и кислоты. Люди, жившие на берегах оврага, рассказывали, что если зимой дети, катаясь с берегов на санках, оступались в валенках в незамерзающую речку, то валенки постепенно распадались. Потом стоки от бани по ул. Мира добавили в Тюменку мыльного щелоку. И теперь речка, вытекая из трубы, проложенной под железнодорожными путями, ужасно грязна. То, что течет в Тюменке, невозможно назвать водой — это жидкость с неизвестным химическим составом.
В овраг, на берега Тюменки население продолжает сваливать бытовые отходы, поскольку организованного вывоза мусора из «деревенской» части Тюмени не налажено. В районе стадиона, где у самого оврага строят коттеджи, в речку сваливают строительные отходы.
В 1993 г., когда реконструировали мост через Тюменку, под ним соорудили какую-то плотину, твердые загрязнения речки быстро заполнили овраг, он стал мельче, но погибли сорокалетние тополя, посаженные в начале 60-х гг. XX в. студентами тогда сельхозинститута для озеленения Городищенского лога.
Войновка, она же Змейка или Ключи
В конце ул. Республики, от ул. Воровского, что идет в сторону д. Букино до домостроительной компании (ДСК), когда-то стояла старинная деревня Войновка, которая дала свое имя близлежащей станции железной дороги. Последние дома деревни снесены в 1981 г. Примерно пополам деревню разделяла небольшая речка, которую в старинных книгах называли, как и деревню, Войновкой. На современных картах Тюмени ее называют Ключи, а население ближних деревень считает, что речка называется Змейкой — уж больно она извилиста в пределах Гилевской рощи, в которую когда-то забежала волею судьбы.
Начиналась речка в лесных болотах за железной дорогой Тюмень — Омск и спешила к Туре. Возле д. Зайково она спускалась в пойму реки, впадала в пойменное узкое и длинное озерко Ключи, а за д. Копытово впадала в р. Туру на крутой ее излучине. Теперь речку можно увидеть только под мостиком на ул. Республики, возле остановки «Завод «Электрон» — в виде мутного быстрого ручья. Здесь речка выходит из одной трубы, чтобы вскоре нырнуть в другую. Иногда трубу забивает грязью, и тогда под мостом случается временное наводнение.
Старые газеты сообщают, что в начале XX в. на реке Войновка в пределах Гилевской рощи был большой рыбный пруд с купальней и лодочной станцией. Теперь в это верится с трудом.
Вдоль речки у оврага было много родников, или ключей, оттого, видимо, и речку так называли. В конце XIX в. один петербургский врач, будучи в Тюмени, посетил рощу и обратил внимание на эти железистые источники, сделал анализ воды и рекомендовал тюменским купцам устроить здесь курорт, так как вода оказалась целебной.
Купцы не воспользовались советом, но завод фруктовых вод Г.П. Ядрышникова брал отсюда воду для своего производства. Эта минеральная вода почему-то называлась «радиоактивной». Тюменская «Сибирская торговая газета» делала ей такую своеобразную рекламу: «Тюменцы! Пейте радиоактивную воду и будьте счастливы!».
В 1931 г. уральский облздравотдел с подачи местных властей тоже проявил интерес к железистым источникам Гилевской рощи, провел анализ воды, подтвердивший ее целебные свойства, тоже обсуждалась идея строительства курорта, но она так же благополучно заглохла и при советской власти. Бывшие строители, возводившие цеха ДСК, рассказывали мне, что в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. они ходили из Рабочего поселка на речку Войновку, чтобы взять воды из ключей под склонами оврага. Вода была чистая и необыкновенно вкусная.
Теперь же речка Войновка представляет собой мутный зловонный поток.
Старые карты
На старых-престарых картах, когда Тюмень была крошечной крепостью, на той территории, которую она занимает теперь от ул. Челюскинцев до ул. Пермякова, имелось три временных водотока в неглубоких оврагах. От одного из них остался Банный лог за Домом печати, от второго — овражек с гаражами в начале ул. Холодильной, а третий засыпали современные строители.
Итак…
Четыре малых речки протекают по Тюмени, и только в одной Казаровке вода еще похожа на воду. Течение остальных речек давно пора объявить зоной экологического бедствия и сделать все необходимое для их восстановления.
***
фото: Река Тюменка