Картинки с выставки
Вот такое незамысловатое название, к тому же позаимствованное у композитора Мусоргского, я предпослал своему отчету о посещении тюменской международной выставки «Нефть и газ — 2001».
Нимало не претендую на исчерпывающий рассказ. Думаю, что вряд ли кто-то из журналистов может на это претендовать. Все равно как я стал бы подробно описывать путешествие по сотам пчелиного улья. Кстати, и выставка с площадки второго этажа напоминает именно пчелиные соты.
«Нам надо тысячу подушек и тысячу — постельного белья» (разговор, подслушанный на бегу).
Все смешалось в выставочном зале. Железо, без которого невозможна нефтедобыча. Научные разработки. Приборостроение — вечный спутник нефтеразведки. Продукты переработки. Спецодежда.
Когдатошние мечтания о том, чтобы подчинить весь потенциал региона одной, но пламенной страсти — добыче и переработке углеводородного сырья, медленно, но верно реализуются в начале пятого десятилетия со дня первого нефтяного фонтана. Наиболее эффективным стало именно последнее десятилетие.
Потому сперва был лозунг -«нефтяной Север строит вся страна». Потом появились большие нефтяные компании, у компаний — большие нефтяные деньги, на которые они с большим удовольствием заказывали лучшую в мире технику у лучших в мире производителей. Потом наступил дефолт, рубль резко подешевел, и компании опять возлюбили наших мастеров. Ну и мастера, насколько известно, поняли, что за место под солнцем надо бороться.
Вот и борются. Заводоуковский машзавод наращивает выпуск мобильного жилья. Один из руководителей, рассказывали мне, проехал по Северу и собрал все негативные отзывы о вагончиках «Кедр». Получил, таким образом, программу дальнейших действий. Тюменские моторостроители приземлили самолетные турбины и заставили их работать на компрессорных станциях. Соединили авиационную точность с потребностями высоких северных широт.
Традиционная тюменская лег-
кая промышленность теперь потяжелела (трудно назвать строительство полушубков, рабочих сапог — легпромом). Новости дня содержатся уже в названии старых-новых фирм. Например: «Ишимская швейная фабрика Запсибгазпрома». Но с нею состязаются и новички, вроде работающей на Московском тракте фирмы «Тракт», и ветераны -тюменская «овчинка».
Тяжелое уральское машиностроение и .выглядело весомо. Конечно, уралмашевскую буровую в натуральную величину в зале не поставишь, но миасские «уралы» пришли своим ходом, и новый трактор ЧТЗ стоял перед центральным входом, и тюменско-челябинский гибрид-траншеекопатель, и прославленный челябинский же трубопрокатный… Впрочем, если вы не забыли, мы все — из одного федерального округа.
Словом, губернатору было чему радоваться, когда он проводил свою пресс-конференцию. Он назвал выставку неофициально, но многообещающе — бизнесцентр. И сказал, что решение об увеличении площади выставки -«назрело». (Потом Владимир Коломийцев, генеральный директор ТМЯ, сказал мне, что есть проект втрое увеличить рабочие площади ярмарки, заняв ею все свободное пространство между улицами Севастопольской и Рижской).
Раньше, сказал губернатор, о нас больше знали в Лондоне, чем в Западной Сибири. Выставка показала, что картина меняется в нашу пользу.
А потом Сергей Собянин шел от стенда к стенду. В одном месте ему рассказывали про разработки ТюменьНИИгипрогаза. В другом — о тех же вагончиках «Кедр». В третьем — зам. директора «Тюменьпожсервиса» Юрий Уланов на глазах восторженной публики пытался сжечь себя газовой горелкой, но рекламированный огнетушитель отстоял тело пожарного руководства. Губернатору номер с огнем понравился. Впрочем, кому не могли понравиться эти замечательные картинки. Ведь каждому из нас, даже и не любителям высокого стиля, приятно, когда наша страна работает, строит, умеет делать дело не хуже других.
Впрочем, выставка продлится еще два дня. Вы успеете получить удовольствие.