«Места поделили. Выборы в Думу можно не проводить»
Это не мое утверждение. Но в течение двух или даже трех последних недель я из разных источников слышу о том, что «власти определились», что «уже решено, кто по какому округу, будет баллотироваться в Думу, и тем самым выборы превращаются в простую формальность». Говорят про «список Собянина», про «список Неелова», про «список Филипенко», про «список «Eдинства»… Говорят, что будет задействован «такой административный ресурс, что неутвержденным кандидатам на выборах делать нечего».
Что-то подобное я уже не раз слышал. И чем с большей уверенностью говорили, что «вопрос решен», тем резче была предвыборная борьба и большей неожиданностью она заканчивалась.
А вчера мне в руки, наконец, попал этот важный документ, озаглавленный «Сведения о кандидатах в депутаты областной Думы третьего созыва 2001 года (по состоянию на 19 сентября 2001 года)».
Самое интересное в этой бумаге — даже не перечень фамилий выдвиженцев, где есть имена известные, имена неожиданные, имена тех, кому, собственно, и баллотироваться-то по должности нельзя.
Самое интересное в этой бумаге — последняя колонка. Как бы примечание, пометка на полях: «представляет интересы структур».
Eстественно, есть тут и «группа Неелова», и «группа Филипенко», и «группа Собянина», и даже «группа Рокецкого». Причем, как говорится, «на собаку-драку»: по утверждению составителей «документа», северные губернаторы вовсю работают в зоне юга.
Но, кроме того, есть и вовсе удивительные «группы» — например, еще не совсем забытого Атрошенко, или президента Транснефти Вайнштока, или чукотского губернатора знамени-. того олигарха Абрамовича.
Конечно, было любопытно читать, кто из известных политиков (общим числом 57 фамилий) «на кого из сильных мира сего работает». И даже напечатать — для прочтения другими. Но, подумал я, не этого ли и добивается пожелавший остаться неизвестным составитель «Сведений…»? Достаточно изобразить кого-то из кандидатов в качестве агентов влияния одного из крайне непопулярных действующих лиц российской политической сцены, и готово — PR-акция началась. Или — и дальше вбивать клинья в союз трех губернаторов.
Но самая главная цель подобных списков, как мне представляется, — утвердить в умах избирателей мысль, что «уже все решено» и что от нас с вами «ничего не зависит». Опасная, кстати, мысль. От нее рукой подать до заветных когда-то советских, а ныне туркменских и башкирских 99,9 процента.
Впрочем, мы с вами уже не те, правда? И на такую простую удочку нас не поймать. Но вот предупредить об уловке-2001, мне думается, стоит. Что я и попытался сделать.