X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Эвакуация в Тюмень

60 лет назад началась эвакуация промышленных предприятий и части населения из прифронтовой полосы за Урал, в том числе и в Тюмень.

Первый эвакуированный

Прежде всех заводов и специалистов на восток, в Тюмень, в условиях строжайшей секретности была перевезена главная реликвия Советского Союза — саркофаг с телом В.И. Ленина. Специальный секретный поезд прибыл в Тюмень 10 июля 1941 г. Саркофаг тайно перевезли в здание сельхозтехникума и поместили на втором этаже в правой части здания (аудитория N 15). Поддержание необходимого режима хранения тела вождя мирового пролетариата осуществляла группа ученых и специалистов во главе с известным биохимиком Борисом Ильичом Збарским (1885-1954 гг.). Сельхозтехникум в годы войны перевели на ул. Первомайскую в двухэтажное кирпичное здание на углу ул. Смоленской. Тело вождя находилось в Тюмени до 24 марта 1945 г.

Со Збарским был его сын Илья, биохимик лаборатории при мавзолее В.И. Ленина, профессор Р.Д. Синельников и другие. Б.И. Збарский преподавал в школе N 25 математику, а Илья — в Кубанском мединституте, эвакуированном в Тюмень.

Зимой 1944 г. исполнилось 20 лет со дня бальзамирования тела Ленина. Для проверки его состояния в Тюмень приезжала специальная комиссия во главе с министром здравоохранения, в ее состав входили профессора Н.Н. Бурденко, Л.А. Орбели, А.И. Абрикосов, который в 1924 г. проводил первичное бальзамирование тела. Комиссия признала состояние отличным. В 1944 г. Збарский стал лауреатом Сталинской премии, а в 1945 г. -Героем Социалистического Труда. Однако эти высшие государственные почести не избавили его от ареста и следствия по делу о врачах-вредителях, сфабрикованному в 1952 г. Только после смерти Сталина дело было закрыто и Збарский вышел на свободу.

Тело Ленина увезли так же тайно, как и привезли. Студенты вернулись в свои аудитории по ул. Республики, 7. Впервые подробно о пребывании тела В.14. Ленина в Тюмени подробно описал Р.С. Гольдберг в очерке «Объект Збарского» (газета «Тюменская правда» от 22 апреля 1988 г.).

Военное училище — ТВ ВИКУ- ТФВИУ

Летом 1941 г., после продолжительных скитаний по России, в Тюмени расположилось эвакуированное из Таллина военно-пехотное училище, открытое там в 1940 г. Расквартировали его в Затюменке на территории военного городка.

Училище быстро организовало учебный процесс, и уже в сентябре 1941 г. произвело первый выпуск младших лейтенантов — 550 человек.

Училище называлось Западно-Сибирским военно-пехотным. 22 июня 1957 г. его реорганизовали в военно-инженерное, а в 1967 г. — в высшее военно-инженерное командное училище им. маршала А.И. Прошлякова (ТВВИКУ).

С 1998 г. это — Тюменский филиал московского военно-инженерного университета.

Заводы едут в Тюмень

С осени 1941 г. до весны 1942 г. в Тюмень прибывали промышленные предприятия европейской части Советского Союза. На платформах и в товарных вагонах везли оборудование, запасы сырья, в приспособленных вагонах-теплушках ехали рабочие и инженеры, некоторые с семьями. В Тюмени их распределяли по «площадкам», где заводы устанавливали станки и прочее оборудование для выпуска военной продукции.

Распространено мнение, что в Тюмень эвакуировали 22 промышленных предприятия. Эта цифра названа в записке Тюменского горкома компартии Омскому обкому ВКП(б) по состоянию на 7 января 1942 г., однако позже в Тюмень эвакуировалось еще несколько заводов. Всего же в Тюмень прибыло 28 промышленных предприятий. После их объединения между собой и с местными заводами получилось 22 предприятия.

Из Одессы прибыл завод им. 10-летия Октября: из Херсона — завод им. Коминтерна: из Днепродзержинска — завод авиационных лаков; из Киева — «Красный экскаватор», «Цепи Галля», гальванотехнический завод; из Керчи — завод N 532; из Рыбинска -завод N 341; из Зеленого Дола -завод N 340; из Таганрога — мотоциклетный завод; из Курска — «Текстильмаш»; из Калуги — заводы N 14 и электротехнического оборудования; из Ленинграда — заводы электротехнический, карбюраторный, N 393, N 194 им. А.Мерт; из Москвы — заводы NN 94, 445, 583, АТЭ-2, мотоциклетных моторов, химфармзавод им. Л.Я. Карпова; из Московской области — заводы аккумуляторный (г. Подольск), экскаваторный (г. Димитров), мотоциклетный (г. Серпухов), кожевенный им. Серегина (п. Кунцево), N 241 и ОПБ N 31 (г. Тушино).

Эвакуированные предприятия были укреплены и расширены в Тюмени — например, заводы судостроительный и «Механик» (теперь станкостроительный), овчинно-меховая фабрика им. С.М. Кирова и сапоговаляльная фабрика им. Челюскинцев. Часть предприятий работала самостоятельно на отдельных площадках. Некоторые заводы распоряжением правительства были оставлены в Тюмени. Эти предприятия составили фундамент послевоенной и современной промышленности нашего города. Аккумуляторный, завод пластмасс, химико-фармацевтический, завод автотракторного электрооборудования осенью нынешнего года отмечают 60 лет своей тюменский истории.

Аккумуляторный завод

В октябре 1941 г. в Тюмень из подмосковного Подольска эвакуировали аккумуляторный завод. В ноябре на станцию Тюмень прибыло 114 вагонов оборудования, сотни рабочих, инженеров с семьями. Людей разместили по квартирам местного населения, а заводу отвели место гвоздеделательной артели «Рекорд» по ул. Ямской в Затюменке. Это уже после завод развернулся лицом к ул. Луначарского и занял половину квартала между улицами Луначарского — Затюменской — Ямской — Ирбитской.

Дряхлые сооружения артели не годились для завода, их сломали. Станки ставили прямо под открытым небом, и рабочие изготовляли необходимые детали. Стены и крышу возводили постепенно, над работающим оборудованием. Тюменские аккумуляторы ставили на танки и военные автомобили. По плану завод должен был выдать первую продукцию в мае 1942 г., но благодаря усилиям рабочего коллектива сделано это было уже в январе. За 1942 год завод изготовил 110 тыс. аккумуляторов, за 1943 г. — более 120 тысяч. Завод занимал передовые места по наркомату химической промышленности.

После войны завод остался в Тюмени. Рядом построили клуб, ставший заметным культурным центром Затюменки. К 60-м гг. производство расширилось настолько, что заводу стало тесно в старых корпусах, к тому же, работая с экологически опасным свинцом, завод ухудшал санитарную обетановку в Затюменке и Заречье. Eго решили вынести на окраину Тюмени, в конец ул. Ямской. Стройку завода объявили ударной комсомольской, однако комсомольцы почему-то не бросились на возведение цехов. В Тюмень уже доставили зарубежное оборудование, а устанавливать его было негде.

Тогда территорию будущего завода обнесли в четыре ряда колючей проволокой, и на стройку стали привозить в переоборудованных авторефрижераторах «комсомольцев» из местных тюрем. Дело сдвинулось, и в 1971 г. завод переехал на новое место. Соседнюю улицу назвали Аккумуляторной, она идет от железной дороги до ул. Барнаульской.

Однако новое место для завода выбрали крайне неудачно. Он расположен по направлению господствующего в Тюмени юго-западного ветра, и потому все вредные выбросы завода попадали на жилые кварталы Дома обороны и Затюменки. Под нажимом экологов и городских властей самое опасное производство — литейный цех — вынесли за Тюмень, в район Велижанского тракта, и, как говорят экологи, обстановка в окрестностях завода стала нормальной.

В начале 70-х гг. завод построил в роще Колокольниковых санаторий-профилакторий «Березовая роща», а на улицах Ямской, Луначарского, Белинского — жилые дома для рабочих. Аккумуляторный завод обустраивался на новом месте при директоре Александре Ивановиче Кубасове (1918-1983 гг.), возглавлявшем предприятие с 1960 по 1970 год. «За большие заслуги перед городом в области развития народного хозяйства и активное участие в общественной жизни» А.И. Кубасову 3.11.1967 г. присвоили звание «Почетный гражданин г. Тюмени». В пос. Матмасы есть улица имени Кубасова.

С весны 1987 г. завод возглавляет А.В. Кореляков, депутат городской Думы. При нем завод успешно преодолел «экономические реформы» 90-х гг. В июле 2000 г. выпущен 50-миллионный аккумулятор. 40,4 процента российских аккумуляторов выпускают в Тюмени. Свое 60-летие завод отметит в феврале 2002 г.

Продолжение следует

***
фото: Аккумуляторный завод

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта