Геометрия политической осени
Первое после депутатских каникул заседание городской Думы длилось почти на час дольше запланированного. Новый зал для заседаний располагал к общению.
Согласно китайскому искусству построения пространства — фэн-шуй — все в новом зале глубоко символично. За столом президиума расположена декоративная стена-ширма в виде раскрытой книги, на одной странице которой размещен герб России, на другой — Тюмени. Столы для депутатов и представителей администрации расположены разорванным полукругом. Администрация сидит за спинами депутатов, но выше их. За спиной администрации стройными рядами — места для юристов, консультантов, приглашенных специалистов. Места для прессы — сбоку. Все светло и солнечно, нет резких линий, бьющих в глаза красок. Все располагает к мирной беседе.
И все же заседание городской Думы не было похоже на беседу за полуденным чаем. И в старом зале, и в новом депутаты ставили вопросы ребром — и довольно резко, отстаивая свою политическую линию.
Камнем преткновения между городской администрацией и депутатами всегда был и, наверно, будет финансовый вопрос: «Как расходуются народные деньги?». Поэтому так тщательно и долго на всех заседаниях постоянных думских комиссий и самой Думы заслушивается отчет об исполнении бюджета. В этот раз это был отчет об исполнении бюджета за первое полугодие 2001 года. По словам Галины Кулаченко, начальника городского финансово-казначейского управления, исполнение бюджета было напряженным. Хотя по доходной части оно составило 101% от уточненного плана, а по расходной — 97%. Главное, что создавало дополнительные трудности, — необходимость расчетов за тепло и электроэнергию, а также за транспортные услуги и медикаменты в здравоохранении. Но муниципальный долг все же удалось сократить на 24%. Представленный учет расходов и доходов Счетная палата утвердила полностью.
Однако депутаты имели свою точку зрения. Конечно, они отметили позитивные сдвиги в исполнении бюджета, но подчеркнули и негативные его стороны. Депутат Юрий Коновалов обратил внимание, что оставляет желать лучшего работа структур, исполняющих план по капитальным расходам. Так, план отселения жителей из маневренного фонда выполнен управлением капитального строительства за первое полугодие на 0%. Вызывает много вопросов у бюджетной комиссии и то, как планируется доходная часть бюджета: занижаются показатели поступления доходов в городской бюджет от аренды муниципальных помещений, продажи городского имущества и приватизации. Точнее надо подходить к планированию доходов, точнее.
Конечно, жизнь, как показывает практика, сложна и удивительна. И не так прямолинейна, как закон. Но все-таки именно отсутствие четко разработанного законодательства иногда мешает тому, чтобы все рассчитать до запятой. А именно ее иногда так не хватает в букве закона, чтобы принять единственно верное решение. Сравните: «казнить нельзя помиловать» и «отказать нельзя приватизировать». Отсюда в повестке дня сентябрьской Думы так много значилось пунктов, сверяющих и уточняющих законодательные акты разных уровней — федеральных, областных, муниципальных. На этот раз они касались строительства хоккейных кортов, роллерных трасс, границ территориально-административных округов, аукционов и даже таких неизмеримых понятий, как статус учреждения или депутата.
Все казалось проще со строительством дорог. Цифры известны, условия понятны, решение принято. Но и эта задача требует доказательств, считают депутаты. Не все в этом вопросе такая аксиома, как кажется на первый взгляд. Согласно отчету первого заместителя главы города Николая Романова к 1 сентября построено 33 км дорог, истрачено 312 млн. рублей из 492 запланированных. Обновление центральных улиц видят все. Но избиратели депутатам каждый раз задают один и тот же вопрос: «А как же наша улица? Когда? Ведь власти обещали?». Особенно это касается Заречных микрорайонов, Лесобазы, поселков Мыс, Тарманы и окружающих город деревень. Не говоря уже о том, как много вопросов возникает у жителей по ремонту придворовых территорий. Депутаты считают, что задачу можно будет считать решенной только тогда, когда начнет выполняться весь комплекс благоустройства: дороги, дворы, скверы. А чтобы было понятно, что же мы все-таки решаем, — необходим, считают депутаты Борис Григорьев, председатель комиссии по социальным вопросам, и Александр Захаров, председатель комиссии по экономическому развитию, перспективный план. Тогда и жители, и сами власти будут точно знать, что выполняется, где и в какой последовательности. Тогда и выполнить все от точки до точки, от запятой до запятой, от бордюра до бордюра, от стены до стены будет делом не только финансов, но и делом чести. Может быть, это прямолинейно, но поставим точки над i.
***
фото: