Цивилизация… Цивилизации… О цивилизации..
Слово это сейчас склоняется на все лады. Говорят о ее кризисе в планетарном масштабе или о кризисе только одной ее разновидности — западной, она же европейская, иудо-христианская, евроамериканская тож. Судачат о столкновении цивилизаций и культур, о их несовместимости. Сравнивают, какая из них лучше, прогрессивнее и какая имеет право на жизнь, какая обречена на вымирание или достойна уничтожения объединенными усилиями «всего мирового сообщества».
Удивительно, как легко и молчаливо наши политики и ее изучающие политологи согласились относить к этому самому сообществу — читай: единственной цивилизации — только ее западный вариант, за которым петушком-петушком, как Бобчинский (или Добчинский?) за коляской городничего, нам следует бежать навстречу борьбе миров.
Eдинственно, чем мы можем помочь американцам, — убедить их в том, что военного решения проблема терроризма не имеет. Это дело спецслужб. Вот пусть наши доблестные чекисты с их джеймс бондами и работают. Пусть создадут международный комитет и мочат конкретных исполнителей хоть в сортире, хоть в туалете. Я не хочу, чтоб в ответ на военную солидарность с братьями по единственной в мире цивилизации наш Ту-104 развалил башни Кремля или какой-нибудь талибский Матиас Руст рассеял по Сибири сибирскую же язву. А сделать это не сложнее, чем в Америке.
…У Запада нет монополии на цивилизованность. «Китай уже был цивилизацией, когда Лондон представлял собой деревню. В средние века французы, испанцы — христиане — ездили в Кордову, в арабские университеты» -пишет в «Общей газете» Алексей Кара-Мурза.
Нет этой монополии и у русских в России, хотя они и составляют большинство населения страны. Игнорирование этого факта, почти насильственное нивелирование культур многочисленных народов бывшего СССР, сведение их к русско-европейской, явилось, на мой взгляд, основным фактором такого легкого развала Союза. Нам как-то не дается усвоение этой истины. Слово «русский» почти вытеснило слово «российский». Когда говорят, что «русский солдат» (или народ) победил в войне, то дают ли себе отчет, как это воспринимается представителями других народов? Когда в учебниках написано, что присоединение к России других народов (добровольное или через покорение) имело прогрессивное значение, так как это было присоединение к более высокой культуре, то почему уверены, что с таким унижением или умалением своей культуры должны без горечи согласиться дети разных народов?
Только ли в политкорректности тут дело? То есть что об этом-де только говорить нельзя, а на самом деле так оно и есть, что, скажем, культура аборигенов Севера или чеченцев, безусловно, ниже нашей, что они еще живут при родовом строе, тейпами и т.д.?
Не этой ли философией руководствовались наши «покорители» Севера? О природе еще сожалеют — экология нынче в моде. А о том, что бесцеремонно разрушена уникальная культура, цивилизация, если угодно, сожалений не высказывается. Она и культурой-то не считалась — так, пережитки прошлого. Да и что мы, жители Тюменской области, знаем о культуре народов Севера? Что они кровью губы своим идолам мажут? Смех, презрение, анекдот. И в голову такому покорителю не приходит, что столь же диким, а иногда и отвратительным, кажется язычнику обряд таскания мощей (полусгнивших человеческих костей) какого-нибудь очередного святого, прикосновения к ним — в ожидании милостей господних.
В учебниках географии полно сведений об удивительном разнообразии растительного и животного мира необъятной России. Но почти нет восхищения и изумления перед разнообразием культур и религий народов и народностей, даже племен, ее населяющих.
Пренебрежительное высокомерие по отношению к «чужим», презрение вплоть до ненависти — это, как правило, плод невежества, незнания. Такой пробел во всеобщем образовании в многонациональной стране опасен. Опасен он и в глобальном масштабе. Что и показали события последнего месяца.