X

  • 02 Июль
  • 2024 года
  • № 70
  • 5569

Металлический юбилей

5 октября ЗАО «Тюменский завод строительных машин» отмечает юбилей — 60 лет. За эти годы завод освоил 80 видов строительной техники -бетоносмесители, лебедки, бульдозерное оборудование, выпускал даже тракторы. Как сказал генеральный директор Михаил Кокшаров: «Строймаш» выпускал все, от висячего станка до трубоукладчика грузоподъемностью 32 тонны». Тюменская история завода началась в 1941 году. Из Одессы в Тюмень эвакуировали завод имени 10-летия Октября, выпускавший строительные механизмы, но в годы войны в нашем городе он наладил выпуск мин и минометов для фронта.

Позже в Тюмень прибыл и Димитровский тракторный завод. На базе двух предприятий и возник тюменский «Строймаш» (подробнее об этом в следующем выпуске рубрики «Путеводитель»).

Тогда на заводе работали 50 человек. Среди них и знаменитая Рита Угрюмова, первая в Тюмени женщина, получившая звание Героя Социалистического Труда. Eе фотографии показал мне директор завода Михаил Кокшаров. Вот фото 1960-го года, где Семен Михайлович Буденный вручает Угрюмовой Золотую Звезду Героя и орден Ленина, на другом снимке — Рита сидит рядом с Юрием Гагариным. Эти и другие, уже ставшие историческими, фотографии украсят праздничный стенд завода.

Дмитрий Турбин

В те, наверное, лучшие для завода времена, когда еще работал литейный цех, за год отливали около 11 тысяч тонн чугуна. И каждый день грузили по восемь вагонов продукции. Поезд подходил от станции «Тюмень» прямо к воротам «Строймаша». Рельсы пролегали через центральную улицу города — Республики. Но в 1983 году их убрали. Как рассказывает Михаил Геннадьевич (может, шутит — может, правду говорит), бывший первый секретарь обкома КПСС как-то ехал на служебной машине по улице Республики, и вдруг дорогу ему преградил поезд. «Что это? -гневно спросил первый секретарь обкома. — Немедленно убрать!». Вскоре рельсы закатали под асфальт.

Завод лишился транспорта, впрочем, вскоре он ему и вовсе перестал быть нужен. Экономическая встряска начала 90-х плохо отразилась на жизни завода. Заказы на поставку строительной техники резко снизились: раньше завод поставлял продукцию в 50 стран мира, затем стал работать только на единичные заказы. Сейчас ситуация меняется к лучшему. Поступают заказы из многих городов России, а также и из стран ближнего зарубежья.

«Вот эту бетоносмесительную установку мы делаем для Астрахани», — рассказал Михаил Кокшаров, когда мы зашли в основной цех завода — механосборочный. Огромная железная махина, выкрашенная в нежно-лимонный цвет, стоит в углу цеха. «Это только один ее узел, — комментирует директор, похлопывая по железу. — Ведь в этом цехе я начинал свою трудовую деятельность. Сначала токарем, затем стал мастером, начальником отдела снабжения, коммерческим директором, а с мая этого .года возглавляю завод». Михаил Геннадьевич повел нас к своему первому станку, на котором 27 лет назад он вытачивал «червяки» — детали для редуктора бетоносмесителей.

Осмотрев цех, мы с фотокором пошли к выходу — большим заводским воротам. И тут заметили, что здание заводоуправления двое маляров красят в зеленый и желтый цвета — спешат обновить фасад к празднику.

Дмитрий Турбин

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта