Пикассо в Тюмени
12 октября исполнилось 120 лет со дня рождения Пабло Пикассо.
Eго работы покупали русские, французы и американцы, его имя — фетиш. Обладать работами Пикассо — мечта музеев и частных коллекционеров. В Тюмени в фондах областного музея изобразительных искусств хранится подписной рисунок Пикассо! Но, к сожалению, из-за отсутствия должных площадей сегодня его видят только хранители графики.
Великий модернист сменил множество художественных стилей, смысл и суть которых до сей поры вызывают споры и разногласия. Менял он и возлюбленных, демонстрируя в отношениях с женщинами неистовство испанской корриды — «оказывался то безжалостным тореро, то затравленным быком». Лишь в послевоенные годы, когда последняя и официальная спутница Жаклин Рок «выстроила для Пикассо надежный защищенный рай, в его работах появляются спокойствие и гармония». (Руки, держащие цветы, — тому наглядный пример).
Творчество Пикассо имело огромный резонанс — от подражания до неприятия. Как Зигмунд Фрейд в области психоанализа, художник пытался познать себя, даже путем потерь и находок. Потеряв привычное доверие к предметному миру, любовно скопированному по всем законам зрительного восприятия, Пабло Пикассо возрождает первичные формы, их ритм, пропорции, архитектонику. Сведенные к знаку, иероглифу, элементарной геометрии, они стали «кирпичиками», из которых художник выстраивал крепость, чтобы защитить себя от хаоса, царящего в мире. Любовь к древним культурам, африканским маскам, звучным, чистым цветам (детства человечества) сочеталась в нем с детским простодушием и привычкой воспринимать все буквально. В минуты отчаянья изображать разъятые, искромсанные лица, расчлененные с хладнокровием анатома тела. В порыве радости восторженно любоваться самым обыденным, находить «небо в чашечке цветка», а в слитности природы и человека — гармонию мироздания. В этом обаяние его искусства — странное, дразнящее, трудноуловимое.
***
фото: