X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Миры на матовом листе

«Некрасивые самолеты не летают».

Андрей Туполев, авиаконструктор

Какая-то особая универсальность отличает современное мышление — ученым (особенно молодым) уже явно недостаточно одну дорожку торить, им размах подавай! При этом они еще и на глубину претендуют — с осмыслением, своей философией. Все эти современные веяния можно было уловить на всероссийской научной конференции «Архитектура — дизайн — искусство», открытие которой состоялось в понедельник в Тюмени.

Несведущий человек рисковал захлебнуться в таком обилии новых идей — за четыре конференционных дня прошло несколько дизайнерских выставок в музее изобразительных искусств, свои доклады читали корифеи дизайнерского искусства и новички. Никита Воронов, профессор Московского университета им. С.Г. Строганова, охарактеризовал современное искусство дизайна так: «Это сомнение в незыблемости и правильности существующей действительности».

На выставке тверчанки Натальи Эверт поводов посомневаться и поразмышлять хватало. Она, известнейший дизайнер стекла, сумела превратить обыденные и банальные геометрические формы в настоящий кладезь философских идей. Чего стоит композиция «Испарение капли» — это не просто кусок хрусталя грушевидной формы, в нем продумана каждая бороздка и вмятинка. Особое преломление света в гранях капли создает ‘вполне реальный эффект испарения и превращает бесцветный обломок в часть окружающей реальности. Обычная посуда у Натальи Эверт начинает вести себя очень странно: у графинчика вдруг съезжает верхняя часть, у обычных стаканчиков как будто плавятся донышки, а разноцветные бутыли становятся похожими на неваляшек.

Все имеет глубинный смысл: композиции создаются не из банального «навешивания» украшений, а рождаются из возможностей материала преломлять и трансформировать действительность. К примеру, ваза «Круги»: снаружи — просто необычная раздвоенная книзу форма, заглядываешь внутрь — и из ничего возникают два шара, как два мира, на матовом листе дерева. Даже природные элементы в работах Натальи Эверт наталкивают не на простое созерцание, они принуждают зрителя рассматривать произведение как часть пространства — «Пламя», «Полнолуние», «Дождь», «Трава в тумане».

Впрочем, Наталья Эверт — маститый художник, и все философские выпады вполне соответствуют ее опыту и таланту. Кстати, ее ваза «Одуванчик» украсит Тюменский музей изобразительных искусств — подарок тверского дизайнера.

Не отставали по количеству и разнообразию творческих идей и молодые изобретатели. В понедельник также открылась выставка курсовых и дипломных работ дизайнеров и архитекторов из Тюмени, Eкатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Эйндховена. Научные разработки охватили практически все области современного дизайна, на стендах висели смелые и не очень проекты интерьеров суперсовременных элитных квартир, похожих на жилище человека из фантастических фильмов, ж/д вокзалов, напоминающих космодромы, ночных клубов, выплывающих из тьмы, словно подводные лодки. Среди интерьерных фантазеров присутствовали и тюменцы: Наталья Дворянских разработала дизайн-проект забора для строящегося музейного комплекса. Оказалось, что из такой обыденной архитектурной детали можно сотворить сложную развивающуюся форму — каждая часть забора как бы вырастает из предыдущей, органично вливается в конструкцию всего комплекса.

Просмотрев всю «ярмарку идей», невольно приходишь к мысли, что дизайнерские подходы уже захватили все сферы жизни. В одежде все больше проявляются геометрические формы и необычные вырезы, пофантазировать можно и над конструкцией станков для школьной мастерской, осталось место для идей в дизайне разведывательно-диверсионной БМП и оружейной атрибутики. Особое раздолье для дизайна светильников и будильников. Они свисают гирляндами, с потолка, сидят на стенах, как бабочки, вырастают из углов. Формы все больше четкие, резкие, чувствуется тяга к восточной утонченности и грубоватой наукообразности. Были и абсолютные ноу-хау — наручное устройство, сочетающее в себе видеотелефон, фотокамеру, видеокамеру и плейер.

В среду ребята из колледжа искусств представили свою коллекцию «Тюменская школа дизайна и искусства». По мнению Геннадия Вершинина, заведующего отделением дизайна Тюменского колледжа искусств, работы сибиряков нельзя «уложить в свое прокрустово ложе» — по сути, фантазия наших студентов границ не имеет. На что Юрий Назаров, президент Союза дизайнеров России, возразил: «Прокрустово ложе тюменских дизайнеров — художественность. Композиции студентов — часть их самих, а не действительности».

Те, кто не успел окунуться в праздничные фантазии дизайнеров, смогут это сделать и позже. Дело в том, что в музее изобразительных искусств открывается постоянная дизайнерская коллекция. Первые ее экспонаты -работы студентов Тюменского колледжа искусств.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта