X

  • 02 Июль
  • 2024 года
  • № 70
  • 5569

Джазовый чертополох с цветочницей Аделаидой открывают свой счет

В изрядно запущенном саду наслаждений тюменской культуры, не побоявшись снегопада-гололеда, ищут теплое солнце два распустившихся «Цветка».

В среду, 24 октября, очень бравурно и экспрессивно, промыв усталые глаза малость переводящему дух отцу-основателю тюменской джазовой современной школы Всеволоду Бессарабу, стартовал «Армстронг-клуб». Бронхит не умерил пыл и певческую оригинальность неистовой «леди-джаз» Тюмени Инги Лударевой. На сей раз взвалившей на себя жернова художественного руководителя нового проекта.

А в театре драмы в пятницу, 27 октября, с обоюдным весельем на сцене и в зале «шлепнули» куда следует премьерного новорожденного — бытовую современную комедию разменявшего тридцатку, но в силу шоу-бизнес-моды назвавшего себя драматургом Женей, автора по фамилии Унгард. Шура Унгард не подошло, а Женя сойдет.

Джазовое движение в Тюмени не боится стоять на краю

Не сглазить бы — 4 года назад сплотилась джазовая семья в Тюмени. И вот дошли руки до нового проекта. При поддержке Вадима Швеца из «Овации», консультациях мэтра Бессараба Инга Лударева вывела на сцену молодых музыкантов. «Армстронг-клуб» открылся в «Арт-кафе» импровизациями и своими композициями в стиле джаз-рока Григория Тренина. Он — студент Уральской консерватории, но общался со своим сакс-тенором словно давал зрителям мастер-класс.

А зрителей было много, интерес к джазу явно растет. Тренин работал с фонограммой, и хотелось, чтобы новая команда подыграла ему. Вскоре Лударева представила первый состав. С ходу в нас вколотил энергичную дробную порцию своих барабанов известный тюменский ударник Святослав Яковенко. Было похоже на трели ракетных сопел, ибо все крутилось на динамо забойной композиции «Полечу с тобой на Луну». Гитаристы (бас Eвгения Деслера и гитара Александра Расина) встали в классическую мизансцену и не спешили раскрыться. И тут, чтобы прибавить обороты, Лударева добавила своих красок в пульсирующий мелос, достроив презентацию в стильных классических формах джазовой фантазии.

Особенно сильно и творчески свободно завела зал композиция, где все «пересели в поезд» и славно попутешествовали. Станции отличила мастерская перекличка сакса и барабанов. Тень великого Дюка Эллингтона намекала на новый сейшен на колесах. Меланхолично-романтичный клиффордовский хит Лударева обвила такими нежными лианами, что весь мир потонул в добром океане чувств и счастливого сопереживания любовной встрече. Да и русский текст Бессараба вписывался в общую атмосферу песни.

Вот так, неспешно открывая козыри, «Армстронг-клуб» убеждал нас в серьезности и красоте своих намерений. Обещаны по крайней мере две концертных программы в месяц, другие выступления. Но как тяжела цена события. С 1988 г. Бессараб — джазовый «папа» Тюмени — вместе с единомышленниками создает музыкальную среду нашего города. Девять фестивалей (восемь + один в Нефтеюганске), новое рождение интереса к творчеству Берлина, личные проекты за плечами. Однако серьезные структуры пока не проявили интереса.

По Бессарабу и Лударевой новый проект близок по духу творчеству Луи Армстронга, классическому джазу с выходами в современные стили. Уже проступили контуры своего мейнстрима — главного течения клуба — со свободным переходом от свинга к джаз-року, другим манерам. Только без полчищ «Караванов». Как шутят, их развелось столько, что скоро в пустыне не останется ни одного верблюда.

Джаз — одно из самых свободных и демократичных искусств, когда талант обязательно прорывается вверх. Тот же Армстронг играл в турне с местными музыкантами. В Тюмени джазовая жизнь налаживается, настоящих мастеров хватит на пару приличных составов, закрепляет свои позиции клуб… Но — наших даже не пригласили на программу с Гараняном в День города.

Видимо, в декабре в Тюмени пройдет джаз-фестиваль по линии областных структур, филармонии с участием московских команд по протекции широко известного джазмена Даниила Крамера. Наших не зовут. Что, не хватает организаторам демкас-сеты (демонстрационные записи)? Почему бы ответственным лицам с тюменской стороны просто не прийти в тот же «Армстронг-клуб»? Возможно, Михаил Бирман — менеджер основательный и прогрессивно мыслящий — осторожничает или имеет не слишком правдивую информацию о местных делах. Многое могла бы прояснить и прямая встреча наших джазистов в филармонии. Лишь один факт: Бессараб вспомнил, что на первый концерт в 1988 г. пришли 30 человек, на летнем концерте этого года в «Нефтянике» было свыше 700. Полный зал, аншлаг. Много молодежи. Одно утешает — джаз всегда побеждал…

В любви надо действовать смело

Иная простота хуже воровства, а иная открывает сокровенную суть происходящего с нами в текущей буче. Далеко не прост очередной приглашенный в театр драмы режиссер Андрей Лапиков. Eго спектакли основательно устроились в репертуарном списке театра, хорошо посещаются зрителем, успешны.

Тюменцы помнят предыдущие работы мэтра: «Мурлин Мурло», Кадриль», «Пока она умирала».

Андрей Викторович предпочитает работать в жанре современной бытовой комедии, гоголевским смехом сквозь слезы очищая переполненные расейские конюшни, в которых утонула не одна реформаторская идея.

Но автор спрятался за сплетенье ржавых труб в квартире своей главной героини — Ивановны, использующей вторую свадьбу дочери Аделаиды для приглашения важной дамы Нинель Георгиевны из домоуправления за вкусный стол. Чтоб легче попасть в график ремонтных работ.

Налет неаполитанских бытовых историй 1950-х гг. ди Филиппо таким образом растворился в наших собственных делах, в любимом способе решения Аделаидой всех проблем — «да пошел (пошла) ты в задницу». А на «переднице» — нестройный хор униженных и оскорбленных текущим бедламом простых и непростых персонажей. Их разборки и способы выживания в процессе перемен. Интересные связки — артистки Ирины Халезовой (Аделаида) и отвергнутого ею непутевого мужа, бывшего инженера, ставшего безработным алкашом, в бурлескном исполнении Валерия Рябкова (Конкин). Дуэт его матери — научного сотрудника на пенсии, витающей в придуманных облаках, — Виолетты Харитоновны (Татьяна Стрилюк) с закадычной подругой главной героини Люсей (Eлена Махнева).

Виолетта предлагает Люсе «попробовать» Кочкина, стараясь хоть как-то устроить сына, обещает ей, одинокой матери, полюбить уже ее сына-старшеклассника. У Виолетты в планах походы в музеи и консерваторию, у отпрыска Люси в школьном ранце презерватив.

Так и не появится на свадьбе бизнесмен Володя — новый избранник Аделаиды. «Бабки» пошли, надо делать деньги, не до того. Разрывается между желанием «делать все по-честному» и деляческими расчетами старая Ивановна (Наталья Кутьмина). Да, говорит спектакль, жизнь меняется, жестокость рыночных отношений проникла в семьи, испытывая на прочность главные нравственные устои человека. Устоять, не превратиться в мелких хищников — кредо постановщика и актерского ансамбля.

Их общий успех — парадоксальное — от обид до жарких объятий — сцепление именно современных народных характеров, воплощенных живо и оригинально. Правда, дуэт Халезовой и Рябкова был богаче актерскими красками на сдаче спектакля в июле с.г. На премьере особенно поразили Стрилюк с Махневой. Хотя каждый спектакль — особый норов жизни, пусть условной, но вполне правдоподобной. А раз так, то у каждого из наших мастеров есть шанс отличиться. В общей творческой увлекательной атмосфере действия.

***
фото: Ивановна (артистка Наталья Кутьмина) и Люся (Елена Махнева);Презентация «Армстронг-клуба»: Григорий Тренин и Инга Лударева

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта