Автопортрет
Необъяснимо, но факт. Что-то переменилось в Юрии Неелове, начиная с нынешней осени.
Может, ему надоела вечная сладость ямальских СМИ, отчаянно влюбленных в своего губернатора, и захотелось чего-то кисленького? Может быть, решил сам транслировать свои мысли и взгляды? Может, строит какие-то новые планы, исходя из своей лучшей, чем у нас, информированности? Не знаю, честное слово. А спрашивать не стану — и Неелов, и Филипенко, и Собянин одинаковы — чего не хотят сказать, не скажут.
Но, повторюсь: факт остается фактом. Начиная с нынешней осени, еще будучи в отпуске, Юрий Васильевич при всякой возможности встречается с тюменскими журналистами в апартаментах по улице Малыгина и лично доносит до них свою точку зрения по актуальным вопросам Ямала, Тюмени и России.
Во вторник Неелов начал с торжественного. С «запуска» Заполярного газового месторождения, пятого в мире, по его словам.
Долго же оно ждало своего часа! В конце февраля 1966 года, во время моей первой командировки на Ямал, попутный вертолет высадил меня в буровой бригаде, которая готовилась к проходке первой скважины на новой площади. Площадь называлась Заполярной. И главный геолог Тазовской экспедиции Геннадий Быстров проводил тогда «пусковую конференцию» -говорил об особенностях геологического строения, о большом будущем ямальского газа. Тогда еще не было ни Уренгоя, ни Медвежьего, ни Ямбурга. Эти газовые гиганты давно работают, очередь Заполярки подошла только что…
А Неелов тем временем продолжал о праздничном. О том, что 14 декабря округ будет праздновать добычу десятитриллионного кубометра ямальского газа. И о том, что событие это всенародно будет отмечаться в газовых городах Севера, в Москве, в Тюмени и Салехарде. Тут же аккуратно соскользнул на проблемы. Например, на то, как окружные власти (точнее, губернатор) решили проблему нестыковки ТНК и «Итеры». Новая компания регистрируется на Ямале. Неелов не сомневается, что впредь все нефтяные и газовые компании придут работать на Ямал.
Юрий Неелов не связывал свои планы по перетягиванию компаний с тем, что происходит с Газпромом, просто эта последовательность возникала из рассказа как бы сама собой. Ибо «сложное время переживает Газпром, компанию лихорадит, брожение есть, идет замена кадров, дай бог, чтобы новые понимали, известную компанию загубить — ума много не надо»… Вместе с тем, губернатор отметает слухи о смене лидера в Газпроме. По его словам, у Миллера была серьезная операция, но он уже вышел и будет работать…
Говоря об окружном бюджете, который принят 1 ноября, Неелов снова вернулся к Газпрому. Он (не Газпром, а Неелов) считает, что правительство должно повысить цены на газ внутри страны. Кроме того, компания платит налоги в Москве, а не на Ямале. Закон, изменяющий эту ситуацию, уже трижды отодвигался Госдумой. «Московское лобби», — комментирует губернатор и все же надеется, что налог будет возвращен, потому: «Минфин считает неправильно, а надо считать по справедливости». Вот если бы чиновники из Минфина поработали в Заполярье, — мечтает губернатор.
В то же время, не слишком, видимо, надеясь, что удастся переселить Минфин на Ямал, а Газпром с его налогами в Салехард, окружные власти стараются разрушить монополию газового монстра. И открыли ворота Ямала для нефтяных компаний. Условие одно — регистрация на месте. Отозвались и ЛУКойл, и ТНК, и ЮКОС. Придет, уверен Неелов, и «Сургутнефтегаз».
Юрий Неелов считает нереальной программу переселения с Ямала, потому что уезжают неохотно. Но убежден, что Север должен быть закрытой зоной, как было лет 15-20 назад. До того, как «демократия распахнула ворота». Точнее, не закрытой, а «упорядоченной».
А еще на Ямале образован союз молодежи. Который, по мысли бывшего первого секретаря тюменского обкома ВЛКСМ, должен проявить себя. «Мы, — скромно заметил губернатор-комсомолец, — хотим отработать момент создания молодежной организации в России».
Кстати, пока в других местах ищут возможность предоставлять кредиты желающим получить высшее образование, на Ямале уже дают ссуды. Причем, если студент учится хорошо и отлично, может деньги не возвращать…
Губернатор торопился на самолет. Так что автопортрет, возможно, получился несколько незавершенным. Впрочем, есть шанс дописать его.
***
фото: