Ранний рассвет
Я должен повиниться перед читателем — на сентябрьском вернисаже IV областной выставки молодых художников попал в окружение закаленных в борьбе за лучшую долю зубасто-ироничных акул местной тусовки. Не всмотрелся как следует в экспозицию, написал в отчете, что она не очень… А молодежь не стала перечить отцам и удалилась восвояси.
На закрытие 6 ноября с.г. юные таланты пришли в боевом составе. Акулы не явились — себя уже показали. Зато пришли и устроили капитальное обсуждение работ люди, заинтересованные в плодотворном развитии молодежной субкультуры. В полезной, временами бурной, дискуссий блистали и лукаво парадоксальные дебютанты. Особенно Анна Суслова. Стараясь не поучать, рассуждали о выставке председатель тюменского отделения СХ РФ Александр Новик, известные художники Михаил Гардубей, Дмитрий Бобонич, Владимир Глухов, искусствоведы Татьяна Борко, Наталья Паромова, доктора — филологии Наталья Дворцова, философии — Александр Павлов.
Все — картины и декор, «борьба умов и информация непросвещенных» — оказалось интересным. И жаль, что приходится давать лишь краткое изложение выступлений.
Борко: Обнажены тенденции, путь тюменской художественной школы в XXI в. Молодые рвутся в лидеры, особенно в арт-дизайне. (Тюменцы органично включают в свои проекты классические формы живописи, графики, прикладных видов — В.Р.).
Паромова: Увлекаются формалистическими приемами — следствие дизайна. Духовное начало, вдохновение уступают расчетливому построению, затемняется прекрасное. Необходимый ныне прагматизм не должен забивать творческое устремление. Не забывать о неожиданности таланта, хотя экспозиция свидетельствует о высокой степени мастерства. Eсть и развитие традиции — тобольские братья-близнецы Хасан Хусан Арангуловы изящно и в динамичных пиниях выделали из кости «Семь мамонтов» (2001). Слава тобольской резной кости не меркнет.
Новик: Сегодня продолжать традицию нелегко как никогда. Поток информации глобален, он не прерывается ни на секунду. А у нас к тому же и масса организационных, финансовых и материальных проблем. Молодым труднее, чем нам. Нас опекали, вернее, мешали самовыражению. Парадокс — это было хорошим раздражителем. Обходили препоны, выдавали новизну. Сейчас свобода, а нового мало. Хороших работ, да, хватает. Беда — закончив тюменский колледж искусств, ребята теряются, и у нашего союза не хватает сил следить, помогать им.
Глухов (мощным голосом перекрывает новый, с иголочки, прекрасно отстроенный и оформленный, как белый корабль, выставочный зал СХ РФ): А кто мне скажет, что плохого в формализме искусства?
Никто не ответил, все устыдились прослыть консерваторами.
Павлов: Текущее — время испытания и поиска новых смыслов. Это начинается с названия. Письмо-название картины Анны Сусловой про один день чужого чайника и живопись разошлись во смыслах. Ваше название — обращение ко мне. — Войти в ваш мир, но дается зашифрованная карта.
Суслова: рассказывает историю выбора подарка. Чужой чайник — старая теплая керамика. Он стал своим, и я его подарила. Теперь часть меня в другом, у другого.
В.Р.: Новый метаязык искусства. Чужая вещь забыта. Отчуждена от хозяина в магазине. Но в ней осталась частица его доброго тепла. Суслова, как художник, приняла его волны, усилила и подарила. А на картине это уже добрый подарок всем зрителям.
Суслова: Я так пишу, потому что живу. Подошли Татьяна Вершинина и Ольга Трофимова. Из «новой волны» 1980-х. Сегодня — признанные художники и педагоги.
Вершинина: Сейчас наше сознание многослойно. Молодые нащупывают связь между сложными слоями современности. Преодолевая плоскость холста. И виртуальная реальность, и компьютерная графика — их помощники. Eсли есть генерация руководящего сознания творящего человека.
Eлена Берестова, Марина Лебедева, Анна Суслова: эпатируют зал. Мирская жизнь вокруг напоминает бессмысленный сон. Индивидуальность нашего воображения творит новую реальность, в которой мы и только можем жить-действовать. Eсли поймете, то примите. Даже обогатитесь. Это в работе на заказ мы делаем понятное по договору.
Трофимова: Таковы парадоксы отношений мира и таланта. Стремление к надиндивидуальному в экспозиции — важная часть молодых исканий.
Бобонич: Я их понимаю и принимаю, вижу на выставке зрелые работы — не по годам. Много света, солнца, победа личностного восприятия — пусть в искусстве — над серым и злым в текущем бытии..
Гардубей: Новый образ художественного мышления заслуживает поддержки. История чайника стала художественной историей личностного открытия Сусловой. Мне она интересна. Да и вся экспозиция, составленная Борко с Трофимовой, — настоящее торжество дебютантов. Eсть общий сюжет их творческой жизни. Арт-дизайн? Мы, педагоги, пошли по такому пути, поскольку в наше время так можно поддержать наших учеников материально, сохранив в них художников.
Дворцова: Настоящий прорыв в новизну. Сейчас лидирует аудиовизуальная культура, в которой слово и живопись обрели новую функцию — мультимедийную. Это дискретный текст, вещающий о безумии мира и тем освобождающий его. Экспозиция — аккомпанемент современной прозы, современного образа жизни, крушение замшелых жанровых канонов.
В.Р.: В свое время Энгельс точно увидел: великий Дант одной ногой еще в средневековье, а другой — уже в Возрождении. Эти ребята уже завершают переход, они — маргинальны в творчестве, но их поезд увозит авторов от отживших свое констант.
Вашему обозревателю удается устроить торжественное шествие к картине — проекту Сусловой «Тыква» (2001). Суслова: Вещь, предмет самоценны, таятся от нас. Видите четыре части? Вместе в цвете — формула гармоничного человека: красный, синий, желтый, зеленый. Вещи бликуют, меняются смыслами. Повернись — уже не тыква, мяч для регби. Она позволила мне снять свои слои — не больно, сохраняя живое. Вот меридианы, параллели земли. А вот другие состояния. Рама — граница между внешним и внутренним мирами. Тыква-солнце оказалась космосом, открывшимся именно мне. Именно так…
Аплодисменты. 45 работ отобраны на всероссийскую выставку в Москву. Новик и Борко раздали награды — дипломы и призы. В столицу едут молодые таланты из Тюмени, Нижневартовска, Тобольска, Лангепаса. Верится, что работы Сусловой, Лебедевой, Берсеневой, а также Юлии Новик («Вечерние танцы», «Бабушка», 2001), портреты в интерьере Натальи Таберт, мамонты… не затеряются на конкурсе.
Вызвали в зал директора художественного фонда Нину Eршову и строителя Геннадия Воронко. Их усилия — тоже часть успеха выставки, практические действия в создании зала СХ. Послушав речи «вёдов», они кратко сказали, что им нравятся работы, за ними — будущее. Огласили решение правления тюменского СХ: образовать молодежную секцию. Гардубей: тут столько мастерских работ, что хоть сейчас принимай в союз.
Новик: На пятницу, 16 ноября с.г., в зале СХ готовится открытие персональной выставки тюменского философа, перелагавшего любомудрие в художественные образы, незабвенного Юрия Михайловича Федорова. На очереди — персоналка известного мастера Юрия Рыбьякова.