X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Над Тюменью снова пахнет нефтью

Успокойтесь, нет речи об аварии на Транссибирской магистрали или о разливе нефти в верховьях Туры. Это ЛУКойл праздновал свое десятилетие, и на торжестве звучали слова, по которым давно истосковалось наше ухо.

Но сначала чуть-чуть — о творческом пути.

Представьте себе, что было время, когда ЛУКойла не было. Совсем недавно, десять лет назад. Были Урайнефтегаз, Когалымнефтегаз и Лангепаснефтегаз. И был еще первый заместитель министра нефтяной промышленности СССР Вагит Алекперов. А в ноябре 1991 года зарегистрирован концерн «Лангепас-Урай-Когалымнефть». Так это все сначала называлось. Правда, сразу же вице-президент концерна Равиль Маганов придумал название «ЛУКойл», за выдумку ему была выдана премия. 300 руб.

Может быть, это просто совпадение, но компания, которая считается первой среди нефтедобывающих организаций России, все время старалась быть первой, даже ступая по тонкому льду бизнеса.

Так, ЛУКойл был в числе первых компаний, в которых частным вкладчикам разрешалось иметь до 49 процентов акций (середина 1992 г.). Юбиляр оказался в числе первой тройки акционерных обществ открытого типа (апрель 1993 г.). В период кризиса неплатежей (конец 1995 года) ЛУКойлу в числе немногих удалось избежать залоговых аукционов.

Начался передел в нефтяной промышленности. 1999 год — правительство желает укрупнить нефтяные компании, несогласный Алекперов, в свою очередь, дерзко предлагает присоединить к своей компании «Славнефть» и ОНАКО. В том же году ЛУКойл активно принимает решения, которые имеют международный резонанс. Например (октябрь 1999 г.), впервые прекратил поставки нефти в Литву, обидясь на продажу правительством прибалтийской республики нефтезавода в Мажейкяй. Зато компания присоединила «КомиТЭК» и начинает борьбу за «Северную нефть», которая владеет лицензией на перспективное поднятие «Вал Гамбурцева».

Последний год столетия. Два события. В июле федеральная налоговая полиция безуспешно пытается «наехать» на командиров ЛУКойла. В декабре — компания приобретает американскую компания Гетти Петролеум Маркетинг. А годовая добыча ЛУКойла — около 65 миллионов тонн нефти.

Мы не упомянули об участии компании в контрактах в зоне Персидского залива, потому что нас больше всего интересует возвращение команды Алекперова к пенатам. И не просто возвращение, а то, какими словами оно было обставлено в субботу, когда Вагит Алекперов на юбилейной выставке приветствовал полпреда Латышева, губернатора Собянина и тюменского мэра Степана Киричука.

Объясняя мотивы появления этой выставки в нашем городе, Вагит Юсуфович сказал: «Eсли компания не представлена в Тюмени, значит, она не представлена нигде». Он уверял, что компания не оторвалась от Тюмени. Следуя лексике семидесятых годов, повторял: Тюмень, тюменцы-нефтяники, тюменская нефть, мы здесь, в Тюменской области…

Что-то происходит, думал отвыкший от подобного признания заслуг «центра аграрного юга» автор. Впрочем, может быть, и на самом деле? Может быть, предстоят какие-то перемены и три части единой территории снова потянуло друг к другу?

Хозяева не оставались в долгу. Сергей Собянин со знанием дела напомнил о прекрасных городах, построенных ЛУКойлом в нефтяных районах. О том, что только в бюджет юга он платит около полутора миллиардов рублей. Степан Киричук мечтательно сформулировал, что «один из центральных офисов компании будет расположен в Тюмени». Чуть позже на пресс-конференции, отвечая на вопрос «Тюменского курьера» о лукойловских городах, Вагит Алекперов сказал, что его дело — платить налоги, а сделать города достойными в состоянии те, кто ими руководит.

Миллионами слов мы пытались срастить расколотую на десятилетие территорию. А оказывается, что соединяет пространство лучше всего — экономика. После этого можно и повторить вслед за Алекперовым: «Для меня Тюмень и тюменская нефть едины». Тем более что тысячи людей до сих пор думают так же.

Сергей Русанов

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта