Профессиональная армия и гражданские перемены
До 2010 года российские вооруженные силы должны стать профессиональными — эту задачу поставил перед министерством обороны президент страны, он же верховный главнокомандующий.
Переход на контрактную службу включает несколько этапов. 2003-2004 годы — будет создана правовая основа перехода от всеобщей воинской обязанности к комплектованию по контракту. В следующие два года предполагается создание социальных условий. А в 2008-2010 годах — проведение эксперимента в отдельно взятом виде вооруженных сил или роде войск.
На фоне контрактных экспериментов за весенне-осенним призывом пока сохраняется право на жизнь.
Поэтому разговор о военной реформе с генерал-майором Владимиром Пономаревым, военкомом области, и начался с призыва.
— Призыв проходит по плану, -сказал генерал. — Однако нехватка годных к службе молодых людей остро ощущается в армейском строю. Сегодня мы направляем в войска всего 11-12 процентов от общего числа призывников. Остальные получают отсрочку или бракуются медиками по состоянию здоровья. Многие, особенно выпускники вузов, спасаются от срочной службы за счет военных кафедр. Оттуда в войска почти никто не приходит. В лучшем случае — офицеры-двух-годичники. Однако наряд на призыв мы выполняем согласно приказу. В пятницу отправили сформированный в Тюмени эшелон в Капустин Яр и другие гарнизоны. Срок отправки последней команды новобранцев — 30 декабря.
— Владимир Александрович, военнослужащие по контракту -это реальность не только будущей, но и современной армии. Какие вы видите «плюсы» и «минусы»?
— Да, первый опыт формирования профессиональных соединений у нас уже есть. Известная всем 201-я мотострелковая дивизия, дислоцированная в Таджикистане, подчиняется командованию нашего Приволжско-Уральского военного округа. Преобладающее большинство рядового состава в ней — контрактники. С недавних пор в 201-й появились первые срочники-добровольцы. Но их мало. Недавно дивизию возглавил наш земляк, уроженец Ялуторовска полковник Юрий Перминов. В этом соединении контрактная система отработана до совершенства. Имеются и другие «профи». Например, 42-я мотострелковая дивизия министерства обороны и 46-я бригада внутренних войск МВД, размещенные в Чечне.
«Плюс» — это наличие бойца-профессионала, готового к действиям в любой ситуации. Нынешнего «плюсового» контрактника можно сравнить с сержантом-сверхсрочником 50-70-х годов. Кстати, контракт сейчас заключается от полугода до 3-х лет с последующим продлением. Возрастные рамки: от 21 года до 40 лет. Правда, довольствие рядового на контракте всего 1200 рублей. В Таджикистане — 2000. Оставляют желать лучшего и жилищные проблемы контрактников.
«Минусы» современного контракта, рассказывает Владимир Пономарев, заключаются в качественной составляющей многих контрактников. Не секрет, что заключая контракт, многие ищут спасения от бед, преследующих их на «гражданке». В этом случае об осознанной тяге к военному профессионализму говорить не приходится.
По воле верховного главнокомандующего российская армия совершает поворот «все вдруг». Хотя, если сказать точнее, это время, а не президент вынуждают нас обратиться к чужому опыту. Впрочем, США потратили на переход к профессиональной армии полтора десятка лет. Там в войсках служит беднейшая часть населения. Но у них есть возможность за годы службы получить образование, приобрести гражданскую специальность. Да и материальное обеспечение само за себя говорит. Надо полагать, что армейская реформа — лишь часть необходимых перемен, которые должны коснуться всего общества. Впрочем, тут уже надо вести разговор с людьми гражданскими.
Дмитрий Турбин
***
фото: