X

  • 26 Декабрь
  • 2024 года
  • № 143
  • 5642

Увлеченные льдом

«Подаруевский спуск», «Никольская застава», «Eрмаковы игрища», «Сибирские потешки», «Прямской взвоз».

Это названия сверкающих творений из ледяного хрусталя. Точнее — горок, арок, игровых тарелок ледяного города «Тюменский леденец».

Городок из капризного хрусталя возник на площади 400-летия Тюмени. Почти прозрачные фигуры оленей, Деда Мороза и Снегурочки серы и неприглядны в свете зимнего дня. Но синева ночного неба и электрические желтые и оранжевые фонари привносят краски и жизнь в ледяные фигуры, играют на их сколотой мозаике. А какое волшебство начнется, когда зажгутся гирлянды новогодней елки!

Возводят сказочный городок мастера из Астрахани, Санкт-Петербурга, Eкатеринбурга и т.д. В Тюмени, к сожалению, своих мастеров нет. Вот и пришлось екатеринбургской фирме «Галактика» собирать ледовых скульпторов по всей стране. Их очень мало — увлеченных льдом. Ведь это не профессия. Создавать города из зимнего хрусталя — хобби.

Профессии у людей, готовящих праздник для тюменцев, самые разные. Сергей Селедков — музыкант. Но творчеству пришлось изменить — работает в архангельском Каргополе заместителем директора акционерного общества. С материальной стороны все в порядке. Но — душа осталась безработной. Вот и потянуло его снова к творчеству. Увлекся снегом и льдом. В 1993 году на московском международном фестивале получил первое место за снежную скульптуру «Тройка». В следующий раз — второе место за «Гулливера». Пришлось учить и норвежских студентов. Когда Сергея пригласили в Тюмень создавать ледяной городок — ни минуты не сомневался, что поедет. С боем взял отпуск за свой счет — и в Сибирь.

Андрей Свинкин

Самая большая арка с колоннами из ледяных блоков — работа Александра. Он водитель с 18-летним стажем. Мастерит изо льда и снега впервые. «Это просто, — рассказывает Александр, дымя сигаретой. — Кладешь ледяные блоки, как кирпичи, и укрепляешь «раствором» — мокрым снегом. Затем украшаешь колонны мозаикой — осколками. Когда замерзнут, нарезаешь грани».

А вот создать из монолита быстрого оленя — работа для скульптора. Шура Шестаков (тоже Александр, но уменьшительно-ласкательная форма имени — принципиальная позиция) методично высекает острым топориком оленьи ноги. Он из Eкатеринбурга. Раньше работал на местном телевидении компьютерным аниматором. Сейчас у него свое рекламное агентство. Пристрастился к холодному материалу давно, уже имеет несколько международных сертификатов по снежной скульптуре. «Лед — своенравный материал, — говорит Шура в заиндевевшие усы, — то не дает работать, то откалывается больше, чем надо, то пустит большую трещину. Приходится подстраиваться под его настроение: кроить, как хочется льду. Иногда своими капризами материал задает нужную линию. И получается намного лучше, чем в эскизе. Но, несмотря на свою хрупкость, при ударе лед звучит, как металл».

Самое сложное в работе, считают мастера, — не замерзнуть. А для этого одежда должна быть всегда сухой. Плохо, что возле городка нет теплых вагончиков, где можно было бы и одежду просушить, и горячим чайком согреться. Да и вздремнуть часок-другой не помешало бы. Ведь они работают почти круглосуточно. Подъем — в шесть часов. Спать ложатся в два-три часа ночи. Надо успеть к 28 декабря.

Андрей Свинкин

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта