Сколько стоит солнечный свет»:
В феврале с.г. будет восемь лет, как был опубликован мой первый обзор. Это долгожительство показало, что есть своя тюменская культура с удивительными мастерами и творениями, увы, малоизвестная и недооцениваемая на всех этажах властных структур и общественных слоев.
Стоило лидерам нашей филармонии Михаилу Бирману и Антону Шароеву пробить концерт академического оркестра в Большом зале Московской консерватории, как посыпались комплименты столичных спецов и арт-критиков. Но вскоре все стихло. Развивать успех без серьезной поддержки трудно. Нет помощи и средств и у наших театров. Кукольники выпали из первого звена цепи широко известной в России и Eвропе Уральской зоны еще в начале 1990-х гг.
Довольно скромный по уровню нижневартовский «Барабашка» стал брать призы на фестивалях знаменитой зоны. Северные деньги, поддержка властей, приглашение на постановки знаменитых мэтров сыграли свою роль. Наши покатили вниз. Выдающийся актер и режиссер Стае Железкин не стерпел такого и уехал в Подмосковье. С тюменским творческим багажом. Eго авторский театр кукол «Огниво» в Мытищах теперь испытывает лишь одно затруднение — на европейских фестивалях ведущие, вручая Железкину очередной гран-при, никак не могут выговорить имя города. Получается «митише». Зато город и публика не только носят «Огниво» на руках. Реконструировано здание, нет проблем с материально-финансовой стороной.
Правда, есть надежда, что новый энергичный директор тюменского театра кукол Василий Пустыльников вернет былую славу. Команда Сергея Собянина оказала поддержку. Полным ходом идет реконструкция, уже видны контуры театра с начинкой из современных технологий и удобств для работы. Eсли все получится, то будет наш театр в десятке лучших в России.
Вернуть прежнюю высокую творческую позицию трудней.1 Сложились новый рынок, новые отношения в зоне. Пустыльников извернулся и повез осенью 2000 г. на очередной фестиваль в Челябинск спектакль экстра-класса по андерсеновскому «Соловью». Жюри долго чесалось под давлением новых авторитетов и потихоньку сдвигало тюменцев с обещанной в кулуарах «бронзы» вниз. Ограничилось дипломом участника. Промоушен, дорогие мои, реклама и «ублажающая» работа в кулуарах сейчас дорого стоят. Все это противно, затратно. Но куда денешься. Eще Пушкин сказал — не продается вдохновенье, но можно рукопись продать. Московский билет стоит от 300 до 500 рублей, тюменский — не больше ста. Больше наш зритель не потянет, а нувориши не ходят. Им попса милей.
Одна из набирающих силу форм раскрутки местных талантов и творений — Интернет. Олег Федоров три года назад предложил мэрии свой культурный проект. Сайты, страницы в сети, посвященные тюменским искусствам. Поначалу горком культуры помогал, Олег даже предложил мне подготовить страницы литературной жизни. Конечно, тут же нашлись мои «друзья» из литераторов — да мы, да он… Короче, все сделаем лучше, пробьем. До сих пор пробивают, подбирают материалы. А Олег любит творить в одиночку, кабинеты горкома не штурмует. Сказали — денег нет, ну и отложили проект…
Издатель и прилично поднаторевший в культурно-краеведческих разысканиях Юрий Мандри-ка преуспел побольше Федорова. На его счету — сотня отысканных раритетов, переизданий редких книг Серафима Патканова, Eвгения Кузнецова, Василия Князева… За двухтомник Петра Городцова, собравшего уникальный тюменский фольклор в начале XX в., Мандрика получил большую золотую медаль Всесибирской книжной ярмарки. Сам отметился сенсационными (пока для спецов) публикациями о судьбах Патканова, сотворителя мансийского героического эпоса Михаила Плотникова. Сумел привлечь к своим проектам молодые и незаморенные научные умы (увы, не любимые старыми кадрами и культурными начальниками — за творческую свободу и нежелание тренировать позвоночник). Задружился с Александром Петрушиным — тоже энтузиастом изучения сибирики. Редкий случай, когда служивый человек с весомыми погонами талант поисковика сочетает с научно-публицистическим.
28 марта с.г. Мандрике должно стукнуть 50 лет. Прошелся по инстанциям. Вроде бы, все за — отметить юбилей, подчеркнуть культурный масштаб совершенного. Но вот закавыка — Мандрика, оказывается, частный человек. Имеет свое дело, тоже большой любитель свободы и независимости. Ни в каких организациях не числится. Правда, друзья-журналисты убедили власть, и на днях Мандрика объявлен лучшим издателем прошлого года.
Остается надеяться на возможности советника нашего мэра Виктора Строгальщикова, чей бестселлер «Слой-1+2+3» печатался у Мандрики. Дорогой Виктор Леонидович, возглавьте общественный комитет, заведите официальную бумагу с шапкой, давайте почествуем по достоинству этого книжного «ерша».
А теперь — артефактинотюменского происхождения. Блистательная выставка всемирно известной «сюиты офортов на причудливые сюжеты» великого испанца Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес под названием «Каприччос» (каприз натуры) из собраний Ирбитского государственного музея изоискусств. Она приехала к нам и открылась 11 января с.г. в областном музее изоискусств.
Увидеть своими глазами подлинные оттиски с досок, выделанных гением 200 лет назад, собралась жалкая кучка приличных людей. Я пересчитал — на вернисаже было 47 человек. Немного школьников и студентов колледжа искусств, с десяток сотрудников нашего музея, ноль властей всех мастей. Находчивый и сведущий новый директор музея Надежда Васькова спасла репутацию начальства. Мол, все ушли на первое заседание недавно избранной областной Думы, еще куда-то…
Хватало журналистов. Мой шеф прав — легкость добычи информации. Мне аж три пресс-релиза о выставке вручили. Не пришли художники — кроме председателя тюменского отделения СХ РФ Александра Новика и мэтра пейзажа Александра Миллера. Была и директор областного краеведческого музея Татьяна Исламова.
В кулуарах говорил с умницей, искусствоведом Мариной Косполовой. — Как же так? — Не понимаю… Исключительное, редчайшее событие. Встреча с подлинным шедевром потрясающей силы. С живым духом Гойи! Звонили в школы, вузы. Даже спецшколы «Лира» нет, нет гимназий, объявивших себя профильными в художественном воспитании.
Этот проект — результат полезных связей наших музеев, начатый ведущим сотрудником музея Людмилой Овсянкиной. Выставку привез сам Валерий Карпов. Директор Ирбитского музея, он не только в заслуженных лаврах. Он европейски и всероссийски признанный мэтр. Удачливый и динамичный культурный топ-менеджер и тонкий знаток графики с прекрасным нюхом разведчика и добытчика легендарных раритетов.
Коллега допытывалась: «Валерий Андреевич, сколько стоит подлинный альбом Гойи?». Он верно ответил: «А сколько стоит солнечный свет?». Я же добавлю для любопытных, по журналу «Эксперт» — не меньше 200 тысяч «зеленых». Урал, Ирбит, власти, меценаты пошли на это.
Ну почему у нас не так? Почему пылятся шедевры недавно ушедшего от нас уникального художника Остапа Шруба? Для десятков банков и фирм находятся площади и здания. Для шрубовского скромного филиала музея -нет. Десять пет обивает высокие пороги лидер актерской гильдии области, председатель тюменского отделения СТД РФ, заслуженный артист Валерий Орел: «Давайте откроем в Тюмени Дом актера. Будет влиятельный центр популяризации настоящего искусства». Негде показывать хорошие спектакли учебного театра ТГИИК, там в зале прогнил потолок.
Карпов сумел поставить себя в старинном и славном Ирбите. Доказал, что реально создать в нем Всемирный Eдинственный Музей графики. Будут там свой «Хилтон», иностранные туристы, доходы в бюджет. Уже строится специальное музейное здание.
Стиль работы — на уровне современных подходов. Сам Карпов предстал перед нами в смокинге, манеры, живость общения и глубина знаний завораживали. Строг и выразителен дизайн приглашения. Всего за 20 рублей продавался подробный каталог «Каприччос» с репродукциями всего собрания Гойи, чего еще не было в России. И научно, и художественно каталог отличается от наших строгим соблюдением всех правил издания книг по искусству. В авторах кроме ирбитских музейщиков ведущие спецы Москвы и Питера. Лишь один недочет — плохая печать иллюстраций по техническим причинам (старое оборудование типографии).
Карпов и его коллеги принципиально держат высокую марку в работе, не желая сдаваться давлению провинциального статуса Ирбита, они в хорошем смысле «загоняют» горожан в музей, воспитывают должную культурную среду. Работают на мировом уровне. Многие знают у нас про музеи в Венеции и Флоренции, но знаковые для европейца итальянские музеи есть в тамошних Тюменях и Ирбитах. В Вероне — замок Костельвеккьо, в небольшом Мазере (совсем уж село) — вилла Барбаро-Вольпи с шедеврами Паоло Веронезе…
Выставка — чудо преображения. Даже для подготовленного зрителя. Я хорошо помню томик Лиона Фейхтвангера с романом о Гойе московского издания 1960-х гг. с репродукциями «Каприччос». Но там не было оставшихся в рукописи комментариев художника. В ирбитском издании их цитируют: «…я выбирал сюжеты, которые дают повод предать осмеянию и заклеймить предрассудки, ложь, лицемерие, освященные временем; я протестую против того, чтобы какой-либо лист принимали за личную сатиру, ибо это значило бы дурно понимать цепь искусства и дурно пользоваться теми средствами, какими располагает художник».
Собрание в Ирбите — лишь третье в России после Эрмитажа и Пушкинского музея в Москве. В советское время официоз его не жаловал, скрывал. Уж очень сильно била по системе «ослиная» часть сюиты. Да и сегодня Гойя -наш современник, вот только запрещать его не станут. Другое время, хотя многие сюжеты подходят для сегодняшнего бедлама.
Читая ирбитскую книгу, недоумевал — почему «Каприччос» называют загадочным шедевром? Ведь есть известная трактовка эпохи европейского рационального просвещения. Хотя бы офорт «Сон разума рождает чудовищ». Я тоже думал до этой выставки -вот он, наш спящий, ясный и светлый Разум. И темные злобные силы нападают на мир. Все оказалось сложней: это и мы сами сегодня, обуреваемые тяжкими видениями, своими тревожными эмоциями и комплексами.
Совместный проект наших и ирбитских музейщиков — первый шаг в серии художественных выставок в Тюмени в новом году. Символично такое начало. На высоте неистовых борений Гойи.
***
фото: Валерий Карпов;