Рукотворное пушистое чудо
Осень. Бабье лето. В воздухе летает шелковая паутина — пряжа Богоматери. По народному преданию, повезет той рукодельнице, которая поймает благословенную паутинку.
Наверное, повезло оренбургским казачкам — уже более 200 лет только в руках этих мастериц рождаются настоящие произведения искусства, пуховые платки. Увидеть рукотворное чудо теперь смогут и тюменцы — 19 февраля в Тюменском областном музее изобразительных искусств открылась теплая и нежная выставка-продажа «Оренбургский платок».
Пуховые платки, тяжелые уютные шали и нежные ажурные платки-«паутинки»… Этот вид народного промысла — своеобразный символ, визитная карточка Оренбуржья. Уже в середине XIX века работы казачек представляли этот край на международных и российских выставках. А вот сейчас эксклюзивный промысел переживает не самые лучшие времена. В 1995 году закрылся комбинат пуховых платков, объединяющий мастериц-надомниц. В сложный период сохранить и поддержать этот вид искусства пытается Оренбургский областной музей изобразительных искусств, постоянно пополняя единственную в России коллекцию платка. Именно самые лучшие и необычные экспонаты приехали в Тюмень.
Ни одной одинаковой вещи в коллекции нет — при однородном стиле каждое произведение отличает индивидуальность мастерицы, ее пристрастие к тому или иному узору. Общее в «паутинках» — 3-частная композиция. Какой платок ни возьми, на каждом можно различить середину в виде ромбов, от одного до пяти (старинное прижившееся название ромба — «круг»), затем вяжется ажурная решетка, а по краю обязательно идет кайма. Узоры же, какими вывязываются эти три части, — самые различные. Глухая ягодка, кошачья лапка, королек, еловая шишка, гармошка, горошинка, садик — это немногие названия хитросплетений рукодельниц!
Как рассказала Ирина Бушухина, оренбургский искусствовед и автор готовящейся к выходу монографии о пуховом платке, творчество это коллективное. Кто-то вяжет получше, кто-то похуже, но умеют рукодельничать все женщины. Девочек начинают обучать с 7-8 лет — с этого возраста со спицами они не расстаются. «Только когда спим, не вяжем», — шутят мастерицы. Но секрет мировой известности оренбургского платка — не только в искусном ручном вязании.
Вязанию предшествует долгий процесс. Во-первых, в Оренбургской области выращиваются особые козочки — именно их пух делает платок настоящим. За козочками тщательно ухаживают, кормят только каким-то особым зерном, несколько раз прочесывают. К тому же не последнюю роль играет и климат — почему-то козочки любят воздух казачьих степей. Из нежного пуха вручную прядется тончайшая нить, которая потом обматывается натуральной шелковой. А это еще один секрет знаменитого платка — спряденный таким способом, он никогда не будет оставлять на одежде клочья пуха. Вяжутся оренбургские шали на тонюсеньких чулочных спицах -у женщин на пальцах остаются характерные мозоли.
В Оренбуржье есть древнейшая мудрость: создавать такие произведения можно исключительно с добрыми помыслами и открытой душой, иначе ниточки будут постоянно путаться. Eсли судить по выставке — мысли у казачек-рукодельниц только светлые.
***
фото: