Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Альтернативная гражданская служба: европейский опыт и российские перспективы

В соответствии с частью 1 статьи 59 Конституции РФ «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Вместе с тем часть 3-я этой статьи предусматривает, что «гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». То есть принятие такого закона прямо предусмотрено Основным законом России. Однако принятие федерального закона об альтернативной гражданской службе явно затягивается. Eго проект был принят Государственной Думой в первом чтении еще 14 декабря 1994 года. Почти через год (17 ноября 1995 года) президент РФ обратился в Государственную Думу с предложением ускорить принятие законопроекта. Дважды он выносился на рассмотрение Госдумы во втором чтении в 1995 году (24 мая и 8 декабря), но принят не был.

Из-за разногласий позиций комитета по обороне и комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций законопроект об альтернативной службе не был принят в 1998 году, поэтому с учетом доработок принят в третьем чтении Государственной Думой лишь в январе 2002 года, но, к сожалению, до настоящего времени не подписан президентом РФ.

Как известно, Российская Федерация взяла на себя обязательство принять закон об альтернативной службе также и в порядке приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Совета Eвропы при вступлении в эту международную организацию. В этой связи целесообразно обратиться к опыту ряда европейских государств, где институт альтернативной гражданской службы успешно функционирует.

В Федеративной республике Германия альтернативная гражданская служба введена почти 40 лет назад. В ч.1 ст.12а основного закона ФРГ «мужчины, начиная с 18-летнего возраста, могут призываться на службу в вооруженные силы, федеральную пограничную охрану или части гражданской обороны». Отказавшийся нести военную службу с оружием по соображениям совести может нести альтернативную службу, при этом срок несения альтернативной службы не должен превышать срок военной службы. Основанием для признания права призывника на гражданскую службу являются критерии совести: душевные страдания, вызванные моральными, этническими, религиозными и даже политическими признаками, по которым молодой человек отказывается проходить военную службу с оружием в руках.

В конституции Италии не закреплено право на отказ от военной службы по убеждениям, но предусмотрена военная обязанность (ст.52), в соответствии с которой все мужчины с 18 до 28 лет подлежат призыву на военную службу. Первые отказники от военной службы по убеждениям заявили о себе в начале 50-х годов, но только в конце 60-х, после ряда студенческих протестов и рабочих забастовок, отказ от военной службы по убеждениям приобретает черты серьезного политического и общественного явления в жизни страны. Лишь к 1998 году был принят закон об отказе от военной службы по убеждениям. Согласно ст.1 этого закона «граждане, выступающие против использования оружия при любых обстоятельствах из-за наличия фундаментальных убеждений религиозного, философского или морального характера, имеют право отказаться от военной службы». Лица, проходящие альтернативную службу, получают денежное довольствие и льготы — такие же, как и военнослужащие.

Право на отказ от военной службы по убеждениям гарантировано и конституцией Болгарии. Однако длительность альтернативной службы в Болгарии — 24 месяца, в два раза больше, чем военной.

На основании вышеизложенного анализа законодательства и опыта правоприменения зарубежных стран можно сделать вывод, что альтернативная военная служба — это прохождение обязательной военной службы в структурах гражданской обороны, в государственных и муниципальных структурах и организациях социального обеспечения, здравоохранения и образования и в других бюджетных организациях на должностях, не предусматривающих ношение и применение оружия. Не разрешается прохождение альтернативной службы в коммерческих организациях, в кооперативах, некоммерческих ассоциациях и фондах, политических партиях.

Возвращаясь к российскому законодательству, отметим, что, хотя закона об альтернативной гражданской службе у нас пока нет, в ряде федеральных законов уже имеются ссылки на эту службу.

Так, в п.5 ст.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией (п.1 ст.28 этого федерального закона). Согласно п.1 ст.52 федерального закона запас вооруженных сил РФ создается из числа граждан, в том числе прошедших альтернативную гражданскую службу. А ч.2 ст.328 УК РФ даже предусматривает уголовную ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы.

Материал подготовлен ООО «Аудит де-юре», г.Тюмень, ул. Республики, 160, к.232, тел. 22-31-19.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта