Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Он даже и так не разглядит ее»

Так называется гравюра под номером 7 из серии «Каприччос». Спасаясь от гнева инквизиции, Франсиско Гойя был вынужден давать комментарии к каждой работе, и его слова, занесенные в протокол, так расшифровывают этот лист: «Чтобы узнать ее как следует, мало лорнета. Нужен здравый смысл и жизненный опыт, а этого-то и недостает нашему бедняжке».

Вполне возможно, сожаление о бедняжке Гойя относит к себе самому, переживая болезненно и остро разрыв с горячо любимой герцогиней Альбой, черты которой также явственно узнаются в кокетливой красавице, которую кавалер пристально изучает через стекло лорнета. Донья Мария дель Пипар Каэтана де Сильва-и-Аль-варес де Толедо — такое громоздкое имя говорит о богатстве и знатности древнейшего рода, отпрыском которого и являлась несравненная Альба. «Каждый волосок на ее голове вызывал желание, — писал французский путешественник. — Когда она идет по улице, все высовываются из окон и даже бросают свои игры, чтобы посмотреть на нее. Поэты слагают в ее честь восторженные стихи».

Конечно, Каэтане льстило, что ей оказывал внимание один из самых популярных людей в Мадриде, первый живописец короля, но все ее любовные романы были недолговечны. Eе больше увлекало тайное и явное соперничество с королевой Марией-Луизой, а Гойя попадает в немилость мадридского двора из-за явного предпочтения общества молодой и обольстительной красавицы. Он пишет портреты герцогини Альбы, где она предстает воплощением испанского идеала — черноволосая, изящная, темпераментная и дерзкая — как задорное и праздничное сочетание белого и красного цветов в колорите — или в кружевной черной мантилье (даже траур ей к лицу) с двумя колечками на руке с именами «Альба» и «Гойя». На песке, куда указует ее изящный пальчик, надпись: «Соло Гойя» («один только Гойя»).

Но напрасно художник строил воздушные замки на песке — для Альбы он оказался забавной игрушкой. Вся душевная боль выплескивается на листы с неоднократным изображением коварной предательницы. Она выглядит на них то законченной кокеткой — веер, кружево мантильи, томный взгляд, фривольная поза, — то продажной дамочкой, то ведьмой, то жалкой безвольной куклой. Несчастная любовь всколыхнула в Гойе романтика, и он отказывается от добротного ремесла, заказов в пользу «каприччос» — капризов. Романтизм, с характерной для него смутной, конвульсивной навязчивостью представлений о демонических силах, таящихся в недрах человеческого существа, даже такого милого и хрупкого. Он пытается быть беспощадным и отстраненным, но все проходит через сердце — не заметил, «не разглядел…».

У тюменцев есть возможность разглядеть эту уникальную выставку полного собрания «Каприччос» из фондов Ирбитского музея графики. Она работает до 9 марта в Тюменском музее изобразительных искусств по адресу: ул. Орджоникидзе, 47.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта