Над облаками и под водой
Прославленный военачальник маршал Советского Союза и маршал Польши Константин Константинович (Ксаверьевич) Рокоссовский (1896-1968) никогда не был профессиональным летчиком и воздухоплавателем, а тем более подводником. Однако ему, в буквальном смысле слова, покорились и воздушная, и водная стихия.
В июне 1945 года, незадолго до отъезда на Парад Победы, которым ему выпала честь командовать, Константин Константинович осуществил мечту своего детства — поднялся в небо на воздушном шаре, а точнее, на аэростате.
При этом маршал не приказал, а вежливо попросил офицеров отдельного дивизиона аэростатов заграждения «покачать» его в воздухе. Всю ответственность за воздушный эксперимент он взял на себя. Офицеры не могли отказать любимцу всей армии, которого за глаза называли «без двух два» — из-за внушительного роста в 198 сантиметров.
Побывав в гондоле аэростата на высоте 800 метров, Рокоссовский благополучно возвратился на землю. Он оставил памятную запись в журнале боевых действий дивизиона: «В полном блаженстве парил над землей», засвидетельствовав это событие своей размашистой росписью.
С морской стихией Константину Константиновичу довелось столкнуться 16 лет спустя.
В 1961 году главный инспектор министерства обороны приехал в Североморск для расследования катастрофы дизельной подводной лодки С-80, погибшей со всем экипажем.
Завершив предварительное расследование, маршал не отказал себе в удовольствии выйти в открытое море. Не на крейсере или эсминце, а на подводной лодке. На предельную глубину субмарина с маршалом не опускалась. Тем не менее ее командир выполнил команду главинспектора и погрузился под перископ. Затем моментально вывел подлодку в исходное надводное положение.
О рискованном эксперименте главком флота адмирал Сергей Горшков так и не узнал. А Рокоссовский, на свой страх и риск, на мгновение почувствовал себя настоящим подводником.