Тюмень теперь звучит
На московском международном фестивале камерной музыки «Весна в России» выступление тюмен-цев отмечено знатоками как блестящее.
Об этом же свидетельствуют публикации, появившиеся в центральной прессе. Например, в газете «Культура» — очень лестный отзыв известного музыкального критика Мариам Игнатьевой: «Особенно хотелось бы отметить участие в программе Государственного филармонического оркестра Тюмени, уже завоевавшего самые горячие симпатии московских слушателей. Он преподнес весьма знаменательную премьеру — первое исполнение в Москве фрагментов духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос» (далее будут приводиться цитаты из этого отклика).
Это произведение нигде не звучало ровно 107 лет. Впервые его исполнил сам автор в Штутгарте, а вторым исполнителем -в Петербурге (февраль этого года) — был уже Антон Шароев, дирижер нашего оркестра. В Москве «Христос» прозвучал впервые, вызвав своим «воскрешением» настоящий фурор. «Руководитель сибирского оркестра… -прямой потомок композитора -поставил целью своей творческой жизни оживить мертвые нотные знаки, заставить музыку звучать в полную силу».
Для этого «звучания в полную силу» во время ремонта филармонии нашим музыкантам приходилось репетировать аж в органном зале (сейчас у них уже опять есть свое помещение), который, как известно, не отличается ни размерами, ни удобствами для подобной работы. А результат — «красивая музыка, завораживающе красивая!».
А ведь нашему оркестру в сентябре исполнится только четыре года. Несмотря на это, «тюменские музыканты снискали в Москве прочное признание исполнителей высокого класса -вдумчивых, чутких, добивающихся даже на piano предельно утонченных звуковых градаций. Антона Шароева уже давно и прочно причислили к лику музыкантов-изыскателей, пытливых исследователей незаслуженно забытых богатств отечественного наследия. Духовная опера «Христос» — результат многолетних поисков. В программу нынешнего фестиваля он пока включил лишь три фрагмента из сочинения (увертюра, пролог, эпилог), хотя у маэстро уже есть все сочинение полностью».
Опера презентовалась в храме Христа Спасителя на открытии фестиваля. Помимо этого на фестивале, который проводился с 11 по 20 мая, тюменцы дали пять концертов: в театре Эрмитажа, в Рахманиновском зале консерватории, в усадебном дворе Государственного музея А.С. Пушкина, в Большом зале консерватории, причем на том же уровне, что и на открытии. А 14 мая по собственной инициативе выступили в кафедральном католическом храме Непорочного Зачатия Богородицы.
Диск с записью петербургского и московского выступлений выиграл в радиофестивале симфонических и камерных оркестров регионов России (который проходил на волнах радио «Орфей») в номинации «За лучшую интерпретацию старинной русской музыки». А после участия в фестивале наш оркестр был приглашен: в марте будущего года -в Испанию, в апреле — на фестиваль «Весна в России», летом -на празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Думаю, со временем подобных приглашений будет все больше и больше.
***
фото: Литой Шароев