Девьячий «фантафант»
«На горе татарин затлрукал лошадь, и та остановилась перед большим бакалейным магазином Черемухина. Два приказчика выбежали за дверь и смотрели на Ванюшку, а Ванюшка, склонив голову на бок, дремал.
— Хозяин, а хозяин! Иван Артамонович, бачка! — будил его татарин. — Бачка, к магазее приехали, наказывал сам.
Ванюшка стал пальцем манить одного приказчика.
— Подь, милый человек, сюды, вот что, любезненький мой, вынеси ты мне фунтишка три конфет обертышных от Трабля или кого другого московского, да коробку позатейней, да в кулечек мармелада, шеколада, ну еще там какого девьяго «фантафанта», да положи у кучера».
Такие покупки сделал в конце XIX века сын тюменского купца Колмогорова, отправляясь на девичник. Покупки дорогие и милые сердцу девушки как в конце XIX, так и в начале XXI века. За прошедшие сто с небольшим лет в Тюмени многое изменилось, нет магазина Черемухина и давно съедены конфеты, купленные в нем. И лишь в музее можно увидеть жестяные баночки и сундучки, расписанные райскими цветами, с замысловатыми «ерами» в конце слов. Ах, как хочется попробовать сладости из такой упаковки, узнать, каков на вкус «девьячий «фантафант».
Сейчас трудно представить нашу жизнь без сладких конфет и шоколада. А ведь всего каких-то триста лет назад о конфетах на Руси знали немногие. Главной сладостью, причем очень дорогой, являлся сахар, а конфеты и шоколад можно было купить лишь в кондитерских Москвы и Петербурга. Все это, конечно же, привозилось из-за границы и по цене было доступно далеко не каждому. В Сибири в те далекие времена и вовсе не слышали о конфетах, а сладости к нам привозили среднеазиатские купцы, и лакомились тюменцы халвой, фруктами в сахаре…
Первые кондитерские фабрики на Руси появились в начале XIX века, в начале XX их уже было 142, причем некоторые фабрики имели отделения в нескольких городах. К началу XX века в России производилось 125 тыс. тонн кондитерской продукции. С точки зрения современного производства, это, конечно же, очень мало, но необходимо учитывать, что хорошую конкуренцию конфетам и шоколаду создавал пряничный промысел, известный в России с XVI в., медовые пряники пекли почти в каждой семье. Кроме того, в большой моде было домашнее варенье, да не надо забывать и о восточных сладостях, в изобилии продававшихся во всех городах Российской империи.
Мода потчевать дорогих гостей «конфектами» в обертке и жестяных коробках пришла к нам в Сибирь из центра России во второй половине XIX века.
К Рождеству, Пасхе, именинам, юбилейным датам каждая фирма старалась обновить ассортимент, стремясь удивить и обрадовать покупателей оригинальными товарами. К Пасхе, как правило, в витринах кондитерских магазинов появлялись шоколадные яйца — в центре размещалось самое большое, а вокруг него хороводом — поменьше, поменьше и, наконец, самое маленькое, размером с перепелиное. В дни больших торжеств в продажу поступали товары в специальной юбилейной упаковке. Например, к столетию войны 1812 года ведущие фирмы России, в частности, товарищество Абрикосова, паровая и кондитерская фабрика Дин-га, товарищество паровой фабрики «Эйнем», выпустили специально подготовленные праздничные новинки. На больших жестяных коробках для конфет были изображены сцены ожесточенных боев, кирасиры, уланы и гусары на вздыбленных конях. Такая упаковка воспринималась как своеобразный сувенир, ее берегли и хранили зачастую не один год.
В XIX в. в Тюмени не было своей кондитерской фабрики, горожане лакомились привозными конфетами, а вот пряники были местного производства. Купец Василий Eлькин производил в год 1800 пудов (почти 30 тонн) пряников 30 сортов и имел прибыль от этого производства более семи тысяч рублей. Как выглядели пряники купца Eлькина, сегодня мы вряд ли узнаем, а вот в какой жестяной упаковке ведущие российские кондитерские фабрики привозили свою продукцию в наш город, можно увидеть и сегодня. «Где?» — спросите вы. Ну конечно же, в музее «Церковь Петра и Павла».