Один университет для всей Евразии
Высшая школа и бизнес заинтересованы в плотном взаимодействии друг с другом.
Образованный, всесторонне развитый и обладающий практическими навыками выпускник — не веяние моды, а веление времени. Именно таким отдают предпочтение работодатели.
Тюменский государственный нефтегазовый университет развивает партнерские отношения с бизнесом. Крупные нефтегазовые компании оборудуют учебные аудитории современной техникой. Ведущие специалисты научных институтов и предприятий приходят делиться накопленным опытом и знаниями.
«Цель вуза — не просто накидать в головы студентов теории, — считает ректор нефтегазового университета Николай Карнаухов, — но и обеспечить молодого человека необходимыми практическими знаниями и навыками для гармоничного развития личности».
Eвропа решила объединить свои университетские возможности, создав единое образовательное пространство. В 2003 году и Россия подписала Болонскую декларацию, которая предполагает переход на двухуровневую систему подготовки будущих специалистов.
На днях в Тюмени преподаватели и профессора ведущих университетов России, представители иностранных вузов (Королевский технический университет Швеции, институт образования университета Лондона) и специалисты крупных тюменских компаний обсудили перспективы сотрудничества высшей школы и бизнеса.
ТюмГНГУ уже выпускает бакалавров и магистров, но наши выпускники, попадая на рынок труда, сталкиваются с устойчивым мнением работодателей, что бакалавры -«недоученные» специалисты (они учатся четыре года), а магистры, наоборот, больше приспособлены для научной деятельности.
Исследования Санкт-Петербургского госуниверситета по этой проблеме показали, что предприятия слабо заинтересованы в финансировании учебы своих будущих специалистов: вдруг выпускник устроится в другое место? У молодых специалистов заметен недостаток практики. Учебные программы мало согласованы с реальными требованиями бизнеса. И еще — несмотря на то, что многие российские вузы несколько лет обучают студентов по двухуровневой системе, функции бакалавров и магистров до сих пор четко не разграничены.
По мнению профессора Дементьева из СПбГУ выпускник должен обладать системным мышлением. Работодатели также ценят его способность работать в команде и тягу к здоровому карьеризму. Получить такой результат можно лишь совместными усилиями вуза и бизнеса. А посредником должно выступать государство, создав нормальную законодательную базу.
Практически все участники семинара говорили о создании единого образовательного пространства на территории Eвропы, включая Россию. Профессор Йоханссон из шведского Королевского технологического института рассказал, как вуз, основанный в 1827 году, использует возможности Болонской декларации. Он заметил, что нефтегазовый университет может сотрудничать с факультетом химии и химических технологий Королевского института. Тем более что там давно готовят бакалавров и магистров.
Российские университеты давно приглашают студентов из других государств. К примеру, в нефтегазовом университете учатся ребята из стран СНГ, а на следующий учебный год к нам приедут получать высшее образование студенты из Китая, Монголии и Вьетнама.
Петрозаводский государственный университет формирует единое образовательное пространство с вузами соседней Финляндии. Преподаватели обеих сторон составляют совместные учебные программы, правда, пока по шести специальностям. На развитие идеи тратится Финляндия, которая выделила уже 1,5 миллиона евро. Российская сторона, не вкладывая средства в развитие альянса и не имея рычагов управления, полностью подчинилась решениям финнов. Сейчас университет просит российское министерство образования помочь с финансированием.