О пределах компетенции
С тех пор, как в «Тюменском курьере» произошла очередная смена поколений, редактору газеты приходится работать телефонной барышней. Вот как это выглядит: «Иван Иванович, наш корреспондент (следует фамилия) готовит публикацию о (следует описание животрепещущей проблемы). Не будете ли вы любезны принять его и ответить на несколько вопросов?» Душка Иван Иванович любезно соглашается, очередной номер «Тюменского курьера» спасен!
Не стоит думать, что новобранцы «ТК» суть полные вахлаки и даже не умеют пользоваться телефоном. Проблема не в этом.
Проблема в том, что церберы, охраняющие подступы к чиновникам различного калибра, на все попытки журналистской братии твердят: обращайтесь в пресс- центр администрации.
Бедная Гуля Сидоркина, руководитель пресс-центра городской администрации! Она вынуждена отвечать на все вопросы, возникающие в журналистских головенках. О городском бюджете, о строительстве спортивных площадок, о проездных билетах для студентов и прочая, и прочая, и прочая…
Поскольку корреспондентов много, а Гуля одна и относится к работе ответственно, можете себе представить ее состояние в конце рабочего дня, каковых у нее на неделе бывает и шесть, и семь! Потому-то я пытаюсь самостоятельно «выйти на Иван Иваныча» и убедить его побеседовать с корреспондентом непосредственно.
Так, Гулю мы пожалели. Теперь по существу.
Что же получается? Вместо того чтобы на вопросы редакции (они же, чаще всего, вопросы горожан) отвечал специалист, компетентный чиновник, человек, чьим мнением интересуется читатель, нам предлагают некий суррогат. Не уважая ни журналиста, ни пресс- центр, ни горожанина. Не может один и тот же человек квалифицированно судить об архитектуре и проблемах городского землепользования, о проблемах птичьего гриппа, о преимуществах «голицынских» автобусов перед подержанными «мерседесами»… Так происходит подмена — вместо положенного по закону доступа к информации нам предлагают его ограничение.
Вспоминаю: в советское время у журналистов не было более открытых и благожелательных собеседников, чем строители. Нередко нас собирали и везли вертолетом или самолетом, поили и кормили за счет фирмы, по первому телефонному звонку начальник строительного главка пел как соловей: да мы, да наши лучшие в мире строители!.. А с тех пор, как строительство стало бизнесом, и бизнесом прибыльным, получить информацию о том, что делается на глазах у всех, практически невозможно. Когда торговый центр «Москва» еще только облицовывался китайским гранитом, мне удалось проникнуть на этот строго охраняемый объект лишь в сопровождении главного архитектора города, прикинувшись его помощником. Заказчики и подрядчики ссылаются на губернатора, президента, председателя ООН и самого господа бога и не велят пущать. Может, они под видом супермаркета строят иранский ядерный центр? Или, еще хуже, боятся, что пресса засечет массовые нарушения технологии (весьма вероятно на фоне событий в аквапарке «Трансвааль»)? Стыдно сказать, сколько инстанций пришлось преодолеть, чтобы корреспондент Наташа Потанина смогла ступить на территорию строящегося около 21-й гимназии спортивного центра!
А недавно звоню в некий комитет, возглавляемый новым начальником, недавно назначенным, но уже успевшим отфутболить очередного корреспондента. Звоню, чтобы познакомиться и обсудить способы дальнейшего общения. Секретарь, даже не дослушав, отправляет меня… в пресс-центр городской администрации. Конечно, это не законно и не правильно.
А теперь — внимание! — правильный ответ:
«Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители… либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции». (Закон о СМИ, ст. 39).
Может быть, причина — в пределах компетенции?