X

  • 28 Декабрь
  • 2024 года
  • № 144
  • 5643

Кому опять сладко, а кому-то солоно

Начиная болезненный переход к рыночной экономике, мы 15 лет назад радостно отпраздновали избавление от «эпохи всеобщего дефицита».

Зимой 2006-го выяснилось, что зря радовались. Почему-то опять с прилавков исчезли соль, сахар, а кое-где и спички.

Eсли в декабре минувшего года средняя цена килограмма сахара в Тюменской области «плавала» в районе 21 рубля 30 копеек, а соли — 4 рублей 70 копеек, то сейчас сахар продается по 40-48 рублей, а стоимость соли перевалила за 30 рублей.

Всему виной ажиотаж. Горожане неожиданно начали делать огромные запасы товаров первой необходимости. По всей стране курсируют какие-то непонятные слухи о грядущем исчезновении продуктов или об их резком подорожании.

Не нужно быть экономическим экспертом, чтобы догадаться, откуда растут корни этой паники. Помните, как в стране появилось огромное количество стихийных рынков? В 1990-х годах, на волне «всеобщего дефицита». Когда из магазинов исчезали то соль, то сахар, то шампунь, то зубная паста. Люди, измученные бесконечным стоянием в очередях, мчались на ближайший «контейнерный» рынок, где все это, пусть по заоблачным ценам, но продавалось. Ни один налоговый инспектор вам сейчас не ответит, какие баснословные прибыли тогда получали торговцы. Ясно одно -это были очень серьезные деньги.

Посмотрим, что случилось к началу 2006 года. Торговые центры повсюду теснят «контейнерную» торговлю. Газета и телевидение непрерывно твердят о низком качестве продовольственных товаров, продаваемых с лотка. Зажиточные люди предпочитают делать покупки в магазинах, на рынки же регулярно ходят преимущественно горожане с небольшим достатком. Eстественно, «контейнерная» торговля перестала приносить значительную прибыль. Спросите у любой торговки на рынке, о чем она мечтает? О «золотых» годах всеобщего дефицита, когда продавец на базаре за день зарабатывал больше, чем инженер за месяц. К сожалению, тайные мечты имеют тенденцию к превращению в реальность.

Конечно, это только гипотеза, но вполне возможно, что было именно так…

В провинциальном городке европейской части России какая-то торговка никак не могла продать залежалую соль. В погоне за сиюминутной прибылью ей достаточно было сказать парочке доверчивых старушек: «Берите сейчас, а то скоро соль и сахар перестанут завозить». Для тех, кто помнит времена жесточайшего дефицита, большего и не надо. Сигнал тревоги прозвучал, и волна ажиотажного спроса начала гулять по всей стране. Добралась и до Тюмени.

В такой ситуации достойный отпор ажиотажу могут дать только муниципальные власти. По словам начальника городского управления по потребительскому рынку Анатолия Канова, меры уже принимаются.

«Январь и февраль традиционно считаются среди поставщиков соли и сахара «мертвым сезоном», — говорит Анатолий Канов. — Обычно россияне эти продукты зимой покупают мало, поэтому больших запасов в магазинах нет. Запас -это замораживание денег. Поэтому, когда из-за случайного сбоя при поставке соли в европейские города зародился ажиотажный спрос, возникла неспрогнозированная ситуация. Я уверен, что мы решим проблему соли, потому что ее нам отгружают российские поставщики. В частности, тюменцы едят соль Илецкого завода. Обычно в Тюмени больше одного вагона на 7-10 дней не требуется. А тут мы до праздников получили один вагон, сейчас — второй, и уже заказали третий. За февраль в Тюмени было продано соли в два раза больше, чем в январе. Никто к такому спросу не был готов».

По словам Анатолия Николаевича, наши поставщики элементарно не успевают упаковывать соль. Она приходит в больших мешках.

Сотрудники городского управления по потребительскому рынку договариваются с крупными торговыми фирмами о том, чтобы они сами расфасовывали соль в удобную тару. Городская власть делает ставку на большие компании из-за того, что среди мелких фирм, занимающихся оптовой торговлей, замечена негативная тенденция. Они за наличные деньги где-то покупают соль и потом продают ее магазинам с максимальной наценкой в 50-100 процентов. Розничная сеть тоже стремится накрутить свою наценку, в итоге соль резко подскочила в цене.

Ценовой всплеск городская администрация пытается сбить. Сейчас, например, в Тюмень пришла соль по 6 рублей за килограмм. Крупным торговым предприятиям ставится условие: наценка при продаже в розницу не должна превышать 25 процентов, то есть в магазинах появится соль по 8 рублей за килограмм. Примерно к 7 марта соляной дефицит в нашем городе прекратится.

К сожалению, ситуацию с сахаром решить гораздо труднее. «Сладкий продукт» и сейчас можно найти в городских магазинах, но по 44-48 рублей за килограмм. Анатолий Канов предполагает, что эту цену быстро сбить не удастся. Дело в том, что из-за чрезмерного спроса весь запас сахара российского, производства уже продан. Оптовые поставщики начнут покупать его за границей. Вероятно, снижения цен на сахар придется ждать до нового урожая сахарной свеклы, то есть до сентября-октября.

Как-то исправить положение городская власть пытается, максимально сокращая многоступенчатую цепочку перекупщиков.

«Мы станем большие розничные сети выводить на крупных поставщиков, — объясняет Анатолий Канов. — Уже есть такая договоренность. Кроме того, мы намерены следить за предприятиями розничной торговли, чтобы они не завышали торговую наценку. К сожалению, эта наценка сегодня государством никак не регулируется. У нас есть информация об ее необоснованном завышении в некоторых магазинах. Во-первых, будем проверять торговые фирмы, а во-вторых, обращаемся к владельцам магазинов с просьбой не устанавливать наценку на сахар и соль выше 25 процентов».

… Горожане, закупающие соль и сахар мешками, рискуют оказаться в проигрыше. Положение дел скоро исправится, а ненужные запасы будут лежать в кладовках мертвым грузом. Например, у некоторых до сих пор хранятся продукты, закупленные на такой же волне ажиотажа в 1990-х годах.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта