X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Родионовы на снегу и в тени

Выставка в музее «Дом Ма-шарова», посвященная династии тюменских фотографов Родионовых, продлится до 25 мая. Eсли уже сегодня начнете собираться, как раз к 25 мая созреете до решения пойти и посмотреть, что же там интересного.

А я скажу заранее, что интересного.

Коллекция дореволюционных открыток, собранных в семье Родионовых. Черно-белые, раскрашенные, золоченые. С улыбчивыми мордашками, розами, жанровыми сценками. Поздравительные, сувенирные. Эротические. Как вам понравится «Клеопатра» в полупрозрачном платье, поцелуй пышнокудрых, пышнотелых красоток, купальщицы в полосатых костюмчиках? Сексуальность в сусальной оправе.

Родионовы тоже делали подобные снимки, по свидетельству одной из родственниц, Ирины Подуровской. Оригиналов и копий не сохранилось, так что придется поверить Подуровской на слово: на крыше сарая, в котором Лука и Константин Родионовы устроили лабораторию, она, будучи ребенком, обнаружила фотопластины с эротическими композициями.

Но это был, если был, побочный источник заработка или побочное увлечение, а в основном русле текла история страны, города, семьи. Нельзя не заметить, что мастеров интересовали самые разные проявления реальности.

Например, запечатлен Иосиф Репечек, читинский путешественник, мечтавший пересечь Сибирь на волках. Когда-то лошадь Репечека загрызла волчица, волчицу он убил, а детенышей ее забрал, вырастил, выучил на ездовых. На снимке Луки Родионова путешественник и волки выглядят усталыми. Возможно, предчувствуют скорую кончину. Репечек нашел последний приют в селе Успенском. После смерти хозяина волки, как было напечатано в местной газете, «подохли от тоски».

Выборы в Учредительное собрание. Историки должны быть благодарны Константину Родионову за этот редкий снимок.

Тюменское наводнение 1947 года.

Автор тоже Константин Родионов.

Здания и люди, которых давно нет, город, изменившийся до неузнаваемости.

Фотоателье Луки Ивановича открылось в 1904 году. На фирменных паспарту написано — «негативы хранятся год». Неизвестно, кто обучил Луку, крестьянского сына, мастерству светописи. Он переселенец из Оренбургской губернии. Работал на винокуренном заводе Поклевского-Козел в селе Падун Заводоуковского района. Состоял членом охотничьего клуба, каждое лето проводил вместе с семьей в арендованном охотничьем домике на озере Тараскуль.

Константин превзошел отца. Пожалуй, он — центральное лицо экспозиции. Автор и герой большинства снимков. Чувствуется, Константин Лукич любил себя, холил, гордился собой, искал выгодный ракурс, подавал внешность в наилучшем виде. Только на одной фотографии он заурядный: сын Вадим тренировался в роли папарацци и заснял, как Константин Лукич в домашних штанах и шлепанцах на босу ногу пьет чай во дворе дома.

Часть материалов для выставки подарена музею двадцать лет назад, когда Вадим Константинович собрался подводить жизненные итоги. В позапрошлом году он позвонил: «Я передумал умирать». Предложение о выставке заинтересовало сотрудника музейных фондов Льва Боярского. Вместе с Вадимом Константиновичем он пересмотрел домашнюю коллекцию Родионовых, кое-что выбрал для экспозиции, записал историю семьи. Организационные хлопоты взяла на себя заведующая филиалом «Дом Машарова» Ольга Берегова.

Фотографии и открытки дополнены мелочами, осколками быта. Это пластина для «волшебного фонаря», раскрашенная лаком, выпиленные из фанеры фоторамки, газетница, металлический зажим для негативов, чернильница, альманах «Пробуждение», издававшийся в 1914-1915 годах.

Также есть фотоаппаратура из фондов областного краеведческого музея и музея науки и техники Зауралья.

Девяностолетний Вадим Константинович самолично открывал выставку. Не менее бодро держалась его двоюродная сестра, девяноста двух лет. У них наследственная выдержка.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта