X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Открытый урок публичной политики

Заинтересованными слушателями на первом в этом году заседании городской Думы, прошедшем 28 февраля, были одиннадцатиклассники из школы N 7.

У ребят был совершенно необыкновенный урок обществознания. Наблюдая за тем, как работают депутаты, они должны были найти ответы на непростые вопросы. Какими принципами руководствуются народные избранники, принимая решение? На каком расстоянии сегодня находятся власть и избиратели? И легко ли быть депутатом?

Для Галины Щербич, учителя истории и обществознания, по ее собственному признанию, важно, чтобы ребята поняли саму процедуру обсуждения вопроса и принятия решения. На следующем уроке, уже в классе, они поделятся своими впечатлениями, а потом «перекинут мостик» между нынешней Думой и той, что работала в девятнадцатом веке.

Школьники заняли позиции наблюдателей, и скучать им не пришлось.

Игра слов?

Депутатам предложили рассмотреть вопрос об установлении расходного обязательства города Тюмени. На выделение материальной помощи нуждающимся «в целях повышения их жизненного уровня, содействия в разрешении трудных жизненных ситуаций» в городском бюджете в этом году предусмотрено 8970 тыс. руб. В документе, представленном Думе, категорию нуждающихся граждан разработчики документа обозначили как «физические лица».

На это немедленно отреагировала заместитель прокурора Центрального округа Людмила Булатова. Она предложила депутатам изменить формулировку на более точную: «отдельные категории граждан», что, по ее мнению, позволит уйти от незаконного расходования средств. Eй возразила Галина Кулаченко, заместитель главы города, директор департамента по налогам и финансам, сославшись на то, что конкретные случаи можно прописать. А формулировка «отдельные категории граждан», по ее мнению, осложнит работу, поскольку невозможно предусмотреть все сложные ситуации, в которые эти самые граждане попадают. Несмотря на то, что Людмила Булатова настаивала на своем предложении, большинство депутатов проголосовало за документ в его первоначальном виде.

Как рубль бюджетный отзовется

Тему использования бюджетных средств продолжил отчет председателя Счетной палаты Геннадия Салова. Отмечая снижение числа финансовых нарушений, Геннадий Иванович обратил внимание депутатов на работу предприятий жилищно-коммунальной сферы. А именно на то, что управляющие компании не возвращают горожанам деньги за недопоставленные услуги.

Из восьми проверенных предприятий этим особо грешат управляющая компания «Луч»: в 2004 году недопоставила жилищных услуг населению на сумму 4604, 8 тыс. руб., в первом полугодии 2005-го — на 2451, 6 тыс. руб. (из этой суммы горожанам возвращено только 958, 8 тыс. руб.). Управляющая компания «Заря-95» в первом полугодии 2005-го недопоставила услуг на сумму 6109, 4 тыс. руб. (вернула только 120 тыс. руб.).

На вопросы депутатов о том, какие меры будут приняты к нарушителям, глава города Сергей Сметанюк сообщил, что департамент ЖКХ проводит анализ данных фактов. Сложность самой процедуры, которая определяет недопоставленную услугу, отметил депутат Павел Головин. На самом деле, прослеживая однажды всю цепочку, которая позволяет вернуть деньги за неполученную услугу, мы поняли, что со стороны потребителя на это требуется немало времени. Головин предложил обслуживающим организациям самим отслеживать наличие либо отсутствие услуги.

В целом работой Счетной палаты депутаты остались довольны: теперь в отчетах об использовании бюджетных средств не звучат слова «ухищрения» и «уголовное дело». Но, как заметил депутат Юрий Коновалов, в 2006 году Счетной палате необходимо обратить внимание на оценку эффективности использования бюджетных средств: проверить, как работает каждый вложенный рубль.

Публичные слушания не для публики?

Не обошли стороной депутаты и публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности.

Новый документ народные избранники, неоднократно обсуждали на заседаниях постоянной комиссии по развитию жилищно-коммунального комплекса и благоустройству. Но вопросы остались…

Депутат Юрий Коновалов поинтересовался у директора департамента градостроительной политики Олега Бузникова: «Когда Дума может выступать инициатором по организации публичных слушаний в градостроительной сфере?».

Разработчики Положения ссылаются на закон о местном самоуправлении и Градостроительный кодекс. Но если в законе инициатором выступает Дума, то по кодексу ее место занимает администрация. Разные законы — разные позиции. В нашем документе увязки между ними нет, только ссылка.

Вопрос поставил докладчика в тупик — внятного ответа присутствующие так и не услышали. Лишь цитирование законодательства.

Однако Положение, пусть и с поправками, депутаты одобрили. Но Юрий Коновалов документ не поддержал:

— Публичные слушания очень важны для горожан. Теперь широкому обсуждению подлежит не только генплан, но и правила землепользования, межевание территории, изменение одного вида использования земельного участка на другой (здесь Юрий Иванович пояснил, что без обсуждения с жителями строительная организация не может вместо торгово-развлекательного центра в итоге построить офисное здание). А этот документ, который депутаты приняли во вторник, людям не будет понятен. Где люди будут знакомиться с темой слушаний? Кто их будет информировать? Люди прочтут и начнут звонить: это как, а это как? В других городах России Положение подготовили еще в прошлом году, и оно вступило в силу как положено — 1 января. А наш департамент проспал. Будет ли этот документ работать? К тому же он тяжело написан, а ведь документы, которые идут для населения, должны быть написаны гораздо проще. Да, в феврале департамент провел несколько встреч с общественностью. Но назвать их публичными слушаниями нельзя. Там в основном присутствовали представители советов ТОС, руководители организаций. А общественность — это рядовые люди, пенсионеры. Им наверняка тоже есть что сказать.

(в продолжение темы. После заседания Думы в редакцию позвонил Альберт Фахрутдинов, представитель партии «Зеленые», и поделился опасениями: а не превращаются ли публичные слушания в «условный документ»?

— К сожалению, я не успел побывать на общественных слушаниях, которые в течение месяца проходили в округах, — сказал он. — Решил сходить на общегородское собрание, которое, слышал, должно состояться 28 февраля. Но нигде не мог узнать, где и когда оно пройдет. В понедельник позвонил директору департамента градостроительной политики. Он объяснил мне, что результаты слушаний по округам они обсудят на отраслевом совещании (оно состоялось во вторник), которое предусматривает узкий круг чиновников, а для общественности мест в зале нет. Мы готовились к выступлению, у нас к генплану есть замечания и предложения. А сейчас получается, что мы их высказать уже не можем. Так зачем публичные слушания называют публичными?

— Положению еще не присвоен регистрационный номер, — пояснила в среду Татьяна Муравьева, начальник отдела по подготовке и реализации генплана департамента по градостроительной политике. — Как только Дума это сделает, мы разработаем график публичных слушаний. Предполагаю, что в плане будет три крупных совещания. Та работа по информированию жителей Тюмени, которую округа провели в феврале, лишь подготовительный этап. В ближайшее время мы определимся с датами и опубликуем график проведения слушаний в печати. Оповестить тюменцев мы обязаны, по крайней мере, за пять дней до начала встреч, но все слушания пройдут в марте).

Но вернемся к заседанию Думы. Депутаты одобрили поправку к, формулировке одного из пунктов названного Положения. Первоначально участие в публичных слушаниях могли принимать лишь горожане, зарегистрированные по месту жительства в пределах Тюмени. А те, кто не имеет регистрации (пусть эта категория не столь многочисленна) право голоса не получили. Документ подкорректировали. Теперь, как записано в Положении, все «проживающие в границах территории проведения публичных слушаний» могут делать замечания и предлагать свои идеи.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта